СУДОСТРОЕ́НИЕ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУДОСТРОЕ́НИЕ, отрасль пром-сти, занимающаяся постройкой судов. В широком смысле С. включает также комплекс науч. дисциплин, изучающих процесс и объект постройки: теорию корабля, строит. механику корабля, корабельную архитектуру, теорию проектирования судов, судовые силовые установки, судовые механизмы, технологию и организацию С. Принято делить С. на военное (кораблестроение) и гражданское (морское и речное).
С. существует с древнейших времён, начиная с постройки первых крупных лодок, обладающих мореходными качествами. Совр. С. – одна из ведущих, наиболее развитых отраслей пром-сти. Значимость С. и его место в мировой экономике определяется ролью, которую играет водный транспорт в мировой торговле, обеспечивая ок. 80% всех торговых перевозок. Кроме того, С. имеет важное значение для развития туризма, рыболовства, разведки и добычи полезных ископаемых, науч. исследований и т. д.
Гл. объект С. – крупные суда, представляющие собой сложное инж. сооружение, создание которого связано с решением огромного количества разл. задач – от обоснования принципа движения, формы корпуса, типа движительно-рулевых комплексов до решения технич. и технологич. проблем (выбор материала корпуса и надстройки, оптимизация конструктивных решений, обеспечение навигационных качеств, минимизация массы судна и т. д.). Постройка судна сопряжена как со сложными условиями плавания (волнение, ограниченный фарватер, ледовые нагрузки и др.), так и с трудносовместимыми требованиями к разнообразным качествам судна. Поэтому на стадии обоснования характеристик судна и разработки проекта в С. огромное значение имеют эксперим. исследования, выполняемые в опытовых бассейнах разл. типа, кавитационных и аэродинамич. трубах, на крупномасштабных самоходных моделях и т. п. Эксперим. путём, напр., были обоснованы носовые бульбы (були), обеспечившие снижение волнового сопротивления и повышение скоростей движения, направляющие насадки, применение которых позволило повысить кпд гребных винтов, азимутальные движители, улучшившие управляемость судов. Эксперим. исследования обеспечили внедрение судов с новыми принципами движения: на возд. подушке, на подводных крыльях, экранопланы и др. Важную роль в решении сложных проблем при создании судна на всех этапах играет применение компьютерных технологий.
Одно из осн. требований при постройке судна – максимально возможное выполнение работ в цехах или на специально оборудованных местах – т. н. постелях и кондукторах, для чего судно разбивается на отд. узлы (модули), секции, блоки, с последующим их укрупнением и окончат. сборкой судна на стапеле (наклонная платформа, служащая местом стоянки судов при их постройке или ремонте). Большое значение имеет эффективность используемых методов обработки и раскроя материала корпуса (в стальном С., напр., применяют автоматич. линии предварит. обработки металла, раскроя и резки на плазменных машинах, автоматич. комплектации). При изготовлении деталей и сборке узлов секций и блоков применяют беспригоночные технологии, модульность, агрегатирование, широко используется автоматич. сварка, спец. оборудование для предотвращения сварочных деформаций и снятия внутр. напряжений (напр., низкочастотная вибрационная обработка сварных конструкций), эффективный инструмент и т. д.
Разнообразие типов судов, применение разл. материалов для постройки корпусов, отличия в серийности строящихся судов обусловили необходимость специализации произ-ва. Судостроит. предприятия различают в зависимости от материала корпуса судна – металлич. (стальное, из лёгких сплавов), пластмассовое, жел.-бетон., дерев., композитное С., типа строящихся судов (ледоколы, танкеры, сухогрузы и др.), а также от их водоизмещения, влияющего на размеры цехов, выбор обрабатывающего оборудования, кранового оборудования, тип спускового устройства и др. По объёму выпуска судов их постройка может быть индивидуальной, серийной и крупносерийной.
В зависимости от назначения, производств. мощности, оснащённости, специфики организации произ-ва и технологич. процессов предприятия судостроит. пром-сти подразделяются на судостроит. заводы, верфи, предприятия судового машиностроения и судоремонтные. На судостроит. заводах, кроме цехов, входящих в состав верфи, предусмотрены машиностроит. цеха, продукция которых предназначена не только для собств. судового произ-ва, но и для др. судостроит. предприятий в порядке кооперации. Предприятия судового машиностроения выпускают изделия разл. номенклатуры – судовую арматуру, клапаны, кингстоны, насосы, электрогидравлич. рулевые машины, брашпили, лебёдки, навигационное оборудование и др.
Эффективность С. обеспечивается при большом объёме заказов и высокой серийности постройки судов, что требует высоких затрат на н.-и. и опытно-конструкторские разработки. Поэтому крупные судостроит. предприятия работают по многочисл. заказам иностр. судовладельцев и в кооперации с иностр. партнёрами.