СУДОВО́Й РУЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУДОВО́Й РУЛЬ, основной элемент рулевого устройства, который создаёт при движении судна боковую гидродинамич. силу, обеспечивающую управляемость судна. По месту расположения С. р. делят на кормовые и носовые. Классич. С. р. состоит из располагаемого в потоке пера руля (работает как вертикально расположенное в потоке крыло летательного аппарата, имеющее угол атаки) и прочно соединённого с ним вертикального вала – баллера, который размещается в корпусе судна и обеспечивает возможность поворота для отклонения пера на требуемый угол перекладки; на верхней части баллера (голове) крепится румпель (одно- или двуплечий рычаг), передающий на баллер крутящий момент от привода рулевой машины или штурвального колеса. Как правило, перо руля имеет двояковыпуклый профиль (представляет собой полую хорошо обтекаемую конструкцию из наружной обшивки и внутр. профилиров. рёбер жёсткости; для обеспечения водонепроницаемости внутр. пространство пера руля обычно заполняется инертными материалами), в простейших случаях может выполняться в виде пластины. Наиболее эффективным является перо руля прямоугольной формы с макс. возможным удлинением. Однако при сложной форме корпуса в месте установки С. р., с целью создания единого удобообтекаемого комплекса (корпус – гребной винт – судовой руль), форма пера руля может быть другой. Также в зависимости от особенностей формы корпуса С. р. могут быть небалансирными (ось баллера проходит через переднюю часть пера) или балансирными (ось баллера смещается к средней части пера).
Различают С. р. подвесные (опоры баллера располагаются только в корпусе) или с подпятником, представляющим собой дополнит. опору в нижней части пера, что понижает нагрузку на баллер и защищает руль от повреждений при посадке на мель. Практика эксплуатации судов породила множество усовершенствований С. р. Имеются С. р. с поворотными закрылками, рули с раскрывающимися навстречу потоку перьями (повышают тормозные качества судна), на речных судах применяются многоперьевые комплексы с эксцентрично расположенными относительно баллера перьями. Используются С. р. с вертикально поворотными опускающимися перьями, расположенными в вертикальных нишах под постоянным углом атаки, рули, шарнирно поворачивающиеся относительно горизонтальных осей, и др.