СУДОВО́Й ДВИ́ЖИТЕЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУДОВО́Й ДВИ́ЖИТЕЛЬ, устройство для преобразования работы энергетич. установки судна или внешнего источника энергии в полезную тягу, обеспечивающую его поступат. движение. Тяга С. д., использующего энергию внешнего источника – ветра (ветродвижитель), создаётся за счёт аэродинамич. сил, возникающих на его элементах (напр., парусах). Тяга С. д., реализующего мощность судовой энергетич. установки, создаётся за счёт реактивных сил, обусловленных отбрасыванием рабочей среды в сторону, противоположную направлению движения судна. По характеру рабочей среды С. д. подразделяются на гидравлич. (вода) и воздушные (воздух). Среди гидравлич. С. д. различают лопастные, которые создают упор благодаря лопастям, укреплённым на несущей конструкции (лопасть весла, гребной винт, гребное колесо, крыльчатый движитель), нелопастные, в которых реакция массы воды (водовоздушной смеси) воспринимается неподвижными деталями (напр., газоводомётный движитель, в котором полезная тяга развивается за счёт разгона воды энергией сжатого воздуха, подаваемого в его проточную часть), и водомётные С. д. (с выбросом водяной струи в воду, в атмосферу и с полуподводным выбросом), которые создают упор за счёт отбрасывания воды, забранной спец. насосом (применяются на речных судах, судах на подводных крыльях; использование совр. паровых и газовых турбин позволяет успешно применять водомётные движители на крупных мор. судах). Возд. С. д. используют гл. обр. на быстроходных судах (глиссерах, судах на воздушной подушке, экранопланах). Мерой эффективности С. д. служит пропульсивный коэффициент (от лат. propulsus – толкаемый вперёд, подгоняемый) – отношение буксировочной мощности, затрачиваемой на движение судна с данной скоростью хода, к мощности механизмов, предназначенных для той же цели; колеблется в пределах 0,45–0,55.