Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУДОВО́Й ДВИ́ЖИТЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 393-394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

СУДОВО́Й ДВИ́ЖИТЕЛЬ, уст­рой­ст­во для пре­об­ра­зо­ва­ния ра­бо­ты энер­ге­тич. ус­та­нов­ки суд­на или внеш­не­го ис­точ­ни­ка энер­гии в по­лез­ную тя­гу, обес­пе­чи­ваю­щую его по­сту­пат. дви­же­ние. Тя­га С. д., ис­поль­зую­ще­го энер­гию внеш­не­го ис­точ­ни­ка – вет­ра (вет­ро­дви­жи­тель), соз­да­ёт­ся за счёт аэ­ро­ди­на­мич. сил, воз­ни­каю­щих на его эле­мен­тах (напр., па­ру­сах). Тя­га С. д., реа­ли­зую­ще­го мощ­ность су­до­вой энер­ге­тич. ус­та­нов­ки, соз­да­ёт­ся за счёт ре­ак­тив­ных сил, обу­слов­лен­ных от­бра­сы­ва­ни­ем ра­бо­чей сре­ды в сто­ро­ну, про­ти­во­по­лож­ную на­прав­ле­нию дви­же­ния суд­на. По ха­рак­те­ру ра­бо­чей сре­ды С. д. под­раз­де­ля­ют­ся на гид­рав­лич. (во­да) и воз­душ­ные (воз­дух). Сре­ди гид­рав­лич. С. д. раз­ли­ча­ют ло­па­ст­ные, ко­то­рые соз­да­ют упор бла­го­да­ря ло­па­стям, ук­ре­п­лён­ным на не­су­щей кон­ст­рук­ции (ло­пасть вес­ла, греб­ной винт, греб­ное ко­ле­со, крыль­ча­тый дви­жи­тель), не­ло­па­ст­ные, в ко­то­рых ре­ак­ция мас­сы во­ды (во­до­воз­душ­ной сме­си) вос­при­ни­ма­ет­ся не­под­виж­ны­ми де­та­ля­ми (напр., га­зо­во­до­мёт­ный дви­жи­тель, в ко­то­ром по­лез­ная тя­га раз­ви­ва­ет­ся за счёт раз­го­на во­ды энер­ги­ей сжа­то­го воз­ду­ха, по­да­вае­мо­го в его про­точ­ную часть), и во­до­мёт­ные С. д. (с вы­бро­сом во­дя­ной струи в во­ду, в ат­мо­сфе­ру и с по­лу­под­вод­ным вы­бро­сом), ко­то­рые соз­да­ют упор за счёт от­бра­сы­ва­ния во­ды, за­бран­ной спец. на­со­сом (при­ме­ня­ют­ся на реч­ных су­дах, су­дах на под­вод­ных крыль­ях; ис­поль­зо­ва­ние совр. па­ро­вых и га­зо­вых тур­бин по­зво­ля­ет ус­пеш­но при­ме­нять во­до­мёт­ные дви­жи­те­ли на круп­ных мор. су­дах). Возд. С. д. ис­поль­зу­ют гл. обр. на бы­стро­ход­ных су­дах (глис­се­рах, су­дах на воз­душ­ной по­душ­ке, эк­ра­но­пла­нах). Ме­рой эф­фек­тив­но­сти С. д. слу­жит про­пуль­сив­ный ко­эф­фи­ци­ент (от лат. pro­pul­sus – тол­кае­мый впе­рёд, под­го­няе­мый) – от­но­ше­ние бук­си­ро­воч­ной мощ­но­сти, за­тра­чи­вае­мой на дви­же­ние суд­на с дан­ной ско­ро­стью хо­да, к мощ­но­сти ме­ха­низ­мов, пред­на­зна­чен­ных для той же це­ли; ко­леб­лет­ся в пре­де­лах 0,45–0,55.

Вернуться к началу