Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАДРОЦИ́КЛ

Авторы: Т. Г. Гаспарян

КВАДРОЦИ́КЛ (лат. quadri-, quadr- – элемент сложного слова от quattor  –  четыре и др. греч. ϰύϰλος – «круг»), транспортное средство с четырьмя колёсами. На постсоветском пространстве под квадроциклом чаще всего понимают четырёхколёсный мотовездеход (мотоцикл), а в США – четырёхколёсный велосипед. Часто используется аббревиатура ATV (all-terrain vehicle), что в дословном переводе на русский обозначает «транспортное средство для езды по всем поверхностям». Согласно стандарту ANSI (American National Standards Institute, американский институт стандартов), мотовездеход (all-terrain vehicle) должен иметь следующие признаки: шины, рассчитанные на низкое давление; водитель сидит верхом на сиденье; руль велосипедного типа; одноместный или двухместный. Большинство мотовездеходов имеют 4 колеса, такие мотовездеходы называются квадроциклами или четырёхколёсниками. Некоторые мотовездеходы имеют 3 колеса (трайки или трициклы), есть также специализированные мотовездеходы с 6 или 8 колёсами.

Типы квадроциклов

Все изготавливаемые ныне в мире квадроциклы условно делятся на две большие группы – утилитарные машины и спортивные. Первые предназначены для развлекательных прогулок и применения в хозяйстве, вторые – для спорта. Основные отличия аппаратов этих групп. Спортивные модели обычно меньше и легче, чем утилитарные; колёса – маленькие. Привод на два колеса, а не на четыре. Они быстро набирают скорость, имеют ручную коробку передач и могут разгоняться до 145 км/ч. Утилитарные модели ощутимо больше и тяжелее, у них полный привод и максимальная скорость не превышает 100 км/ч. Они также могут перевозить небольшие грузы и буксировать прицепы. Многие потребители смогли приспособить ATV для фермерских нужд. Все спортивные модели принято также разделять по признаку, для каких конкретно гонок они предназначены. Есть модели для мотокросса, кросс-кантри (гонки по пересечённой местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками), для гонок по песку, холмистой местности, езды по льду и снегу, для спидвея, трофи-рейд (соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных машинах, в т. ч. квадроциклах) для дрэг-рейсинга (гоночное соревнование, являющееся спринтерским заездом на дистанцию в 402 метра – ¼ мили) и т.д. Некоторые производители выделяют в отдельный тип туристические квадроциклы. Их называют также спортивно-утилитарными. Это модели, которые пытаются объединять преимущества спортивного и утилитарного вариантов, взяв от них всё лучшее. В особый класс выделяются 6- и 8-колёсные аппараты. Обычно это машины с полноценным пластиковым корпусом, который позволяет им играть вдобавок и роль амфибии, т. е. преодолевать небольшие водные преграды. Это машины многоместные, чаще всего рассчитанные на 4 человек. Привод у них может быть как на все 6 или 8 колёс, так и на часть из них. Такие машины бывают не только на колёсном, но и на гусеничном ходу. Эти машины обычно медленные (не более 40–50 км/ч) и маломощные (до 30 л. с., чуть больше 22 кВт). При этом у них зачастую нет руля, а управляются они рычагами и поворачивают за счёт торможения всех колёс с одной стороны. Правда, в последнее время уже появились модели мини-амфибий с мотоциклетным рулём. Существуют и детские модели квадроциклов, которые являются уменьшенными копиями своих «взрослых» моделей; обычно рассчитаны на детей в возрасте 11–15 лет. Их максимальная нагрузка – 60 кг. Они достаточно просты в конструкции, лишены большинства присущих взрослым моделям удобных опций, чаще всего имеют маленький (до 50 см3) двигатель и могут разгоняться до 60 км/ч.

Устройство квадроцикла

Устройство квадроцикла представляет собой конструкцию, состоящую из рамы, на которую устанавливается стальной каркас. В центре шасси помещён мощный (2- или 3-цилиндровый) агрегат (до 800 см3). Полноприводной квадроцикл оснащён четырёхтактным двигателем, для запуска которого предусмотрен электростартёр. У некоторых моделей установлен автоматический бесступенчатый клиноремённый вариатор, воздушная или жидкостная система охлаждения. У ATV одна, иногда две ведущих оси, две независимые подвески. Заднего дифференциала не предусмотрено. На подножках квадроцикла укомплектованы специальные сетки безопасности. Спереди под корпусом помещён, индивидуальный для каждой модели, топливный бак.

Для улучшения технических характеристик в квадроцикле предусмотрен: стальной бампер; выносной радиатор; лебёдка; легкосплавные диски; спортивный амортизатор; шины с «зубастыми» протекторами; гусеницы. Для работы в различных областях: прицеп; навесы; ковш для снега; фаркоп (прицепное устройство). Для комфорта: ветровое стекло; подогрев сидения; крепления; светодиодные фары. Утилитарные квадроциклы оснащены ремнём и двумя муфтами, у них автоматическая трансмиссия. В спортивном квадроцикле трансмиссия механическая. Управляется ATV с помощью рулевых рукоятей, которые прикреплены к колонке рулевой тягой. На них установлены контрольные приборы: рычаги тормоза, сцепления, дросселя, переключатель передач, рычаг дифференциала, кнопка стартёра.

Историческая справка

Первый мотовездеход создала японская «Honda» в 1970. Тогда это был ещё не квадроцикл, а трицикл – трёхколёсный аппарат получил модельное обозначение US90 (ATC90). Это был небольшой аппарат с 4-ступенчатой коробкой передач и двигателем в 90 см3, предназначенный прежде всего для американского рынка. При этом он ездил на шинах очень низкого давления (2,2 PSI или 0,15 бар) и за счёт очень малого удельного давления на поверхность мог даже плавать, если вес седока был не очень большим. Правда, уже спустя несколько лет шины на первой модели пришлось заменить – слишком уж легко они прокалывались. Колёса остались широкопрофильными, но стали более прочными и, соответственно, тяжёлыми, и ни о какой возможности плавать уже речи не шло. Стоит отметить, что те самые первые «дутые» шины обеспечивали аппарату и мягкость хода, играя роль подвески, так что ни в какой механической подвеске первые трициклы не нуждались. Когда от шин низкого давления пришлось отказаться, появилась и механическая подвеска. Первые трициклы использовались, в основном, в развлекательных целях.  

Компания «Suzuki» создала первый четырёхколёсный аппарат (квадроцикл) в 1982 (QuadRunner LT125). Он позиционировался как «развлекательная модель для начинающих». Спустя три года появился первый настоящий конкурент трициклов – модель «Suzuki» LT250R QuadRacer. Квадроцикл отличался сложной конструкцией подвески, разработанной специально для долгих вояжей, двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением и поначалу 5-, а потом 6-скоростной трансмиссией с полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже для вождения опытными водителями. В 1986 «Honda» разработала квадроцикл FourTrax TRX250R; в том же году представила модель FourTrax TRX350 4x4, положив тем самым начало эре полноприводных квадроциклов (до того все они были заднеприводными). Вслед за «Honda» и другие производители начали выпускать полноприводные модели квадроциклов, которые остаются, пожалуй, самыми популярными на рынке. Ими пользуются охотники, фермеры, землевладельцы, строители и т. д.

Вернуться к началу