ДУ́ГЛАС ДОНАЛЬД УИЛС
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУ́ГЛАС (Douglas) Дональд Уиллс (6.4.1892, Бруклин, Нью-Йорк – 1.2.1981, Палм-Спрингс, штат Калифорния), американский авиационный промышленник и авиаконструктор, создатель самолётов серии DC (сокращённо от Douglas Commercial). В 1912 учился в Военно-морской академии США (не окончил её), в 1914 получил диплом бакалавра в Массачусетском технологическом институте. Работал в самолётостроительной компании «Connecticut Aircraft Company», с 1915 главный инженер в компании «Glenn Martin Company»; в годы 1-й мировой войны руководил разработкой бомбардировщика «Мартин» (Martin; MB-1). В 1920 совместно с предпринимателем Д. Дейвисом основал авиационную компанию «Davis-Douglas Company» (возглавил с 1921), сконструировал лёгкий самолёт «Клаудстер» («Cloudster»). В конце 1921 Дуглас выкупил у Дейвиса его долю и стал президентом авиафирмы Douglas Aircraft Company, на самолётах которой лётчики ВВС США в 1924 совершили свои первые кругосветные полёты. В 1933 Дуглас построил двухдвигательный пассажирский цельнометаллический самолёт DC-1, на его основе DC-2 (1934) и широко известный ближнемагистральный транспортный самолёт с двумя поршневыми двигателями Douglas DC-3 (Дуглас DC-3, первый полёт – 17.12.1935; его модификация DC-3 «Супер» – в 1949). DC-3 один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации: серийный выпуск, с учётом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин; находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет. Военный вариант самолёта получил название C-47 Skytrain. В отличие от гражданской версии, он имел более мощные моторы и усиленный изнутри корпус. Во время 2-й мировой войны Дуглас поставлял вооружённым силам США и союзников большое число своих транспортных самолётов и бомбардировщиков. В СССР с середины 1938 было начато серийное производство DC-3 по лицензии с обозначением ПС-84, с 1942 – как советского военно-транспортного самолёта Ли-2 (по имени главного инженера завода Б. П. Лисунова, производился до 1952). В послевоенные годы фирма «Douglas» построила четырёхмоторный транспортный поршневой самолёт DC-6 (серийно производился с 1946–58), 258-местный реактивный авиалайнер DC-8 (серийно производился в 1958–72) и реактивный трёхмоторный широкофюзеляжный (один из первых в этом классе) турбореактивный среднемагистральный (в некоторых модификациях дальнемагистральный) пассажирский самолёт McDonnell Douglas DC-10 (серийно производился в 1968–88). В 1967 произошло слияние фирмы «Douglas» с компанией «McDonnell Company», и Дуглас стал почётным председателем правления корпорации «McDonnell Douglas Corporation».