Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНТЕЗА́ТОР ЧАСТО́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 246

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Мишенков

СИНТЕЗА́ТОР ЧАСТО́Т, уст­рой­ст­во для ге­не­ри­ро­ва­ния (син­те­за) од­но­час­тот­ных и/или мно­го­час­тот­ных элек­трич. сиг­на­лов с за­дан­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми (спектр, не­ста­биль­ность час­то­ты и фа­зы, фор­ма и уро­вень сиг­на­лов). Наи­бо­лее ши­ро­ко С. ч. при­ме­ня­ют­ся в элек­трон­ных уст­рой­ст­вах (ра­дио­при­ём­ни­ки, ра­дио­пе­ре­дат­чи­ки, уст­рой­ст­ва свя­зи, зву­ко­во­го и те­ле­ви­зи­он­но­го ве­ща­ния, вы­чис­лит. тех­ни­ки и т. д.), пре­об­ра­зую­щих или фор­ми­рую­щих сиг­на­лы разл. на­зна­че­ния. Осо­бую груп­пу со­став­ля­ют элек­тро­му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты, в ко­то­рых ди­на­мич­ное управ­ле­ние па­ра­мет­ра­ми сиг­на­ла осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью кла­виа­ту­ры (кла­виш­ные элек­тро­ин­ст­ру­мен­ты) ли­бо др. спо­со­бом (в т. ч. дви­же­ния­ми рук или иных час­тей те­ла от­но­си­тель­но уст­рой­ст­ва; см., напр., Тер­мен­вокс).

Дей­ст­вие совр. С. ч. ос­но­ва­но на ум­но­же­нии (де­ле­нии) в за­дан­ное чис­ло раз час­то­ты ко­ле­ба­ний за­даю­ще­го ге­не­ра­то­ра; кон­ст­рук­тив­но вы­пол­ня­ют­ся на од­но­кор­пус­ных мик­ро­схе­мах сред­ней или вы­со­кой ин­те­гра­ции. Осн. тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляе­мые к С. ч.: точ­ность ус­та­нов­ки час­то­ты (не­ста­биль­ность) – от 10–5 для бы­то­вых при­бо­ров (напр., ча­сы, ра­дио- и те­ле­ви­зи­он­ные при­ём­ни­ки) до 10–14 (спут­ни­ко­вые сис­те­мы по­зи­цио­ни­ро­ва­ния); вы­со­кая спек­траль­ная чис­то­та ко­ле­ба­ний (от­сут­ст­вие по­сто­рон­них сиг­на­лов). Обыч­но та­кие С. ч. фор­ми­ру­ют до 5–10 сиг­на­лов си­ну­сои­даль­ной или пря­мо­уголь­ной фор­мы.

С. ч. для кла­виш­ных элек­тро­му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов фор­ми­ру­ют сиг­на­лы с не­ста­биль­но­стью час­то­ты до 10–5 (с воз­мож­но­стью руч­ной ре­гу­ли­ров­ки для под­строй­ки то­наль­но­сти ин­ст­ру­мен­та, напр., при иг­ре в ан­самб­ле), при­чём вы­ход­ной сиг­нал мо­жет со­дер­жать од­но­вре­мен­но до 100–150 цу­гов ко­ле­ба­ний, ам­пли­ту­да и дли­тель­ность ко­то­рых, а так­же за­ко­ны на­рас­та­ния и спа­да за­ви­сят от си­лы и ди­на­ми­ки на­жа­тия кла­виш. Фор­ма ге­не­ри­руе­мых С. ч. ко­ле­ба­ний оп­ре­де­ля­ет тембр зву­ча­ния элек­трон­но­го ин­ст­ру­мен­та и мо­жет быть раз­лич­ной: от си­ну­сои­даль­ной (для ими­та­ции ор­га­на) до пи­ло­об­раз­ной и экс­по­нен­ци­аль­ной (ими­та­ция ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов).

Вернуться к началу