РЕДУ́КТОР
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕДУ́КТОР (от лат. reductor – отводящий назад, приводящий обратно), 1) механизм, входящий в приводы машин и служащий для снижения угловых скоростей ведомого вала и, соответственно, увеличения крутящих моментов с помощью разл. передач (зубчатых, цепных, червячных, планетарных, волновых, а также их комбинаций – коническо-цилиндрич., зубчато-червячных и др.); иногда Р. компонуют с вариатором (см. в ст. Бесступенчатая передача). Отдельную группу составляют мотор-редукторы (приводной механизм, в состав которого входят электродвигатель и Р.) с фланцевым креплением двигателя к редуктору. Р. характеризуется передаточным отношением $U=n_{вx}/n_{выx}$, где $n_{вx}$ – количество оборотов входного вала Р., т. е. обороты двигателя (об/м); $n_{выx}$ – необходимое количество оборотов выходного вала Р. (об/м). В зависимости от требуемого передаточного отношения Р. может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Передаточное отношение многоступенчатых Р. разбивают между ступенями в соответствии с заданными критериями оптимизации (минимум массы и объёма, отношение массы Р. к допустимому моменту на выходе и др.). Р. используют в транспортных, грузоподъёмных, обрабатывающих и др. машинах. 2) Устройство для снижения и поддержания постоянным давления рабочей среды (газа, пара или жидкости) на выходе из баллона или др. ёмкости с более высоким давлением, одновременно выполняющее функции предохранит. и запорного клапана. Р. устанавливают в аппаратах для газовой сварки, в хлораторах воды, сатураторах и др., а также в разл. аппаратах для осуществления дополнит. операций смешения, подогрева, охлаждения и др. Осн. элемент Р. – редукционный клапан (автоматич. устройство для снижения давления и поддержания его постоянным). Конструктивно Р. выполняются одно- или двухкамерными, осуществляющими одно- или двухкратное понижение давления.