Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИЧА́ЛЬНЫЕ СООРУЖЕ́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 531

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Волшаник

ПРИЧА́ЛЬНЫЕ СООРУЖЕ́НИЯ, со­ору­же­ния в пор­тах, пред­на­зна­чен­ные для удоб­но­го под­хо­да и швар­тов­ки су­дов. Со­вокуп­ность П. с. об­ра­зу­ет при­чаль­ный фронт пор­та, про­тя­жён­ность ко­то­ро­го в круп­ных пор­тах со­став­ля­ет де­сят­ки км. По рас­по­ло­же­нию от­но­си­тель­но ли­нии бе­ре­га П. с., при­мы­каю­щие к бе­ре­гу, на­зы­ва­ют на­бе­реж­ны­ми, к мел­ко­вод­ным при­ча­лам – ото­роч­ка­ми; воз­ве­дён­ные па­рал­лель­но бе­ре­гу или под не­ко­то­рым уг­лом к не­му, но в не­ко­то­ром уда­ле­нии от не­го, и со­еди­нён­ные ко­рот­ки­ми эс­та­ка­да­ми или дам­ба­ми – при­ча­ла­ми со съез­да­ми; вы­сту­паю­щие в пор­то­вую ак­ва­то­рию под уг­лом или пер­пен­ди­ку­ляр­но к бе­ре­гу – пир­са­ми. П. с. рей­до­вых при­ча­лов ис­поль­зу­ют для приё­ма круп­но­тон­наж­ных су­дов (гл. обр. тан­ке­ров), на­хо­дят­ся в уда­ле­нии от бе­ре­га, свя­зи с ним не име­ют и мо­гут быть разл. кон­ст­рук­ции. По фор­ме по­пе­реч­но­го про­фи­ля (фор­ме об­дел­ки бе­ре­га) П. с. бы­ва­ют вер­ти­каль­но­го, от­кос­но­го, по­лу­от­кос­но­го и по­лу­вер­ти­каль­но­го ти­пов. По­след­ние два ти­па при­ме­ня­ют в реч­ных пор­тах, где тре­бу­ет­ся мень­шая глу­би­на у при­ча­лов. По кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам П. с. под­раз­де­ля­ют­ся на мас­сив­ные (гра­ви­та­ци­он­ные) – при скаль­ных или плот­ных не­скаль­ных грун­тах; свай­ные – при мяг­ких грун­тах, до­пус­каю­щих за­бив­ку свай; на спец. ос­но­ва­ни­ях (опу­ск­ных ко­лод­цах, кес­со­нах и др.) – при сла­бых грун­тах, не до­пускаю­щих за­бив­ки свай вви­ду боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ва­лу­нов. Мас­сив­ные П. с. вы­пол­ня­ют в ви­де сплош­ных сте­нок из мас­си­вов (ис­кусств. кам­ней пра­виль­ной фор­мы), обо­ло­чек боль­шо­го диа­мет­ра и др. или в ви­де отд. опор, со­еди­нён­ных ме­ж­ду со­бой (ино­гда с бе­ре­гом) про­лёт­ны­ми строе­ния­ми. Свай­ные П. с. под­раз­де­ля­ют на боль­вер­ки (тон­кие вер­ти­каль­ные стен­ки с ан­ке­ра­ми и без них) и сквоз­ные (свай­ные эс­та­ка­ды). Осн. ма­те­риа­ла­ми для воз­ве­де­ния П. с. слу­жат бе­тон, же­ле­зо­бе­тон, ка­мень, ме­талл (сталь) и де­ре­во. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны жел.-бе­тон. и бе­тон­ные кон­ст­рук­ции. П. с. оп­ре­де­ля­ют­ся экс­плуа­тац. тре­бо­ва­ния­ми, т. н. га­ран­ти­ро­ван­ны­ми глу­би­на­ми у при­ча­ла (до 25 м и бо­лее в мор­ских пор­тах), гид­ро­ло­гич. ус­ло­вия­ми, ха­рак­те­ром грун­тов ос­но­ва­ния и спо­со­ба­ми про­из-ва стро­ит. ра­бот. Осо­бую груп­пу П. с. со­став­ля­ют пла­ву­чие при­ча­лы в ви­де пон­то­нов из швар­то­вых бо­чек и др.

Лит.: Гид­ро­со­ору­же­ния вод­ных пу­тей, пор­тов и кон­ти­нен­таль­но­го шель­фа / Под ред. Г. Н. Смир­но­ва. 3-е изд. М., 2003. Ч. 2: Пор­ты и пор­то­вые со­ору­же­ния.

Вернуться к началу