Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОРШНЕВА́Я МАШИ́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Третьяков

ПОРШНЕВА́Я МАШИ́НА, уст­рой­ст­во, в ко­то­ром пре­об­ра­зо­ва­ние энер­гии ра­бо­че­го те­ла (па­ра, га­за, жид­ко­сти) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью порш­ня. При его дви­же­нии из­ме­ня­ют­ся па­ра­мет­ры (дав­ле­ние, темп-ра и др.) ра­бо­че­го те­ла. При ра­бо­те П. м. энер­гия ра­бо­че­го те­ла мо­жет по­ни­жать­ся (дви­га­тель) или по­вы­шать­ся (напр., на­сос, ком­прес­сор). Впуск и вы­пуск ра­бо­че­го те­ла (напр., па­ра) в ци­линдр П. м. ре­гу­ли­ру­ет­ся рас­пре­де­ли­тель­ным уст­рой­ст­вом (см. Па­ро­рас­пре­де­ле­ние) с по­мо­щью кла­па­нов, зо­лот­ни­ков или са­мо­го порш­ня. Для П. м. ха­рак­тер­на цик­лич­ность и пре­ры­ви­стость ра­бо­че­го про­цес­са. В боль­шин­ст­ве П. м. пор­шень свя­зан с ко­лен­ча­тым ва­лом кри­во­шип­но­го ме­ха­низ­ма, с по­мо­щью ко­то­ро­го воз­врат­но-по­сту­пат. дви­же­ние порш­ня пре­об­ра­зу­ет­ся во вра­щат. дви­же­ние ва­ла (или на­обо­рот). П. м. про­сты в управ­ле­нии, эко­но­мич­ны, на­дёж­ны и дол­го­веч­ны. Раз­ли­ча­ют: дви­га­тель со встреч­ным дви­же­ни­ем порш­ней (в осн. двух­такт­ный дви­га­тель внутр. сго­ра­ния – ДВС), в ко­то­ром порш­ни в ци­лин­д­ре дви­жут­ся на­встре­чу друг дру­гу и об­ра­зу­ют об­щую ка­ме­ру сго­ра­ния; звез­до­об­раз­ный дви­га­тель (ра­ди­аль­ный дви­га­тель) – ДВС, ци­лин­д­ры ко­то­ро­го рас­по­ло­же­ны ра­ди­аль­ны­ми лу­ча­ми во­круг од­но­го ко­лен­ча­то­го ва­ла че­рез рав­ные уг­лы; V-об­раз­ный дви­га­тель, в ко­то­ром ци­лин­д­ры ДВС раз­ме­ща­ют­ся на­про­тив друг дру­га под уг­лом от 1° до 180° (наи­бо­лее час­то 45°, 60° и 90°) в фор­ме лат. бу­к­вы V; ро­тор­но-порш­не­вые П. м. с вра­щат. дви­же­ни­ем порш­ня (см. Ван­ке­ля дви­га­тель); сво­бод­но­порш­не­вой ДВС, в ко­то­ром от­сут­ст­ву­ет кри­во­шип­но-ша­тун­ный ме­ха­низм, а ход порш­ня от ниж­ней мёрт­вой точ­ки к верх­ней осу­ще­ст­в­ля­ет­ся под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния воз­ду­ха, сжа­то­го в бу­фер­ных ём­ко­стях, или пру­жи­ны; оп­по­зит­ный дви­га­тель, в ко­то­ром угол ме­ж­ду ря­да­ми ци­лин­д­ров ДВС со­став­ля­ет 180°, и др. Ис­поль­зо­ва­ние в П. м. в ка­че­ст­ве порш­ня плун­же­ра по­зво­ля­ет осу­ще­ст­вить ра­бо­ту в плун­жер­ных на­со­сах при по­вы­шен­ных дав­ле­ни­ях.

Ис­то­рич. справ­ку о раз­ви­тии П. м. см. в стать­ях Дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния, Ди­зель, Па­ро­вая ма­ши­на и др.

Вернуться к началу