ПОРШНЕВА́Я МАШИ́НА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРШНЕВА́Я МАШИ́НА, устройство, в котором преобразование энергии рабочего тела (пара, газа, жидкости) осуществляется с помощью поршня. При его движении изменяются параметры (давление, темп-ра и др.) рабочего тела. При работе П. м. энергия рабочего тела может понижаться (двигатель) или повышаться (напр., насос, компрессор). Впуск и выпуск рабочего тела (напр., пара) в цилиндр П. м. регулируется распределительным устройством (см. Парораспределение) с помощью клапанов, золотников или самого поршня. Для П. м. характерна цикличность и прерывистость рабочего процесса. В большинстве П. м. поршень связан с коленчатым валом кривошипного механизма, с помощью которого возвратно-поступат. движение поршня преобразуется во вращат. движение вала (или наоборот). П. м. просты в управлении, экономичны, надёжны и долговечны. Различают: двигатель со встречным движением поршней (в осн. двухтактный двигатель внутр. сгорания – ДВС), в котором поршни в цилиндре движутся навстречу друг другу и образуют общую камеру сгорания; звездообразный двигатель (радиальный двигатель) – ДВС, цилиндры которого расположены радиальными лучами вокруг одного коленчатого вала через равные углы; V-образный двигатель, в котором цилиндры ДВС размещаются напротив друг друга под углом от 1° до 180° (наиболее часто 45°, 60° и 90°) в форме лат. буквы V; роторно-поршневые П. м. с вращат. движением поршня (см. Ванкеля двигатель); свободнопоршневой ДВС, в котором отсутствует кривошипно-шатунный механизм, а ход поршня от нижней мёртвой точки к верхней осуществляется под действием давления воздуха, сжатого в буферных ёмкостях, или пружины; оппозитный двигатель, в котором угол между рядами цилиндров ДВС составляет 180°, и др. Использование в П. м. в качестве поршня плунжера позволяет осуществить работу в плунжерных насосах при повышенных давлениях.
Историч. справку о развитии П. м. см. в статьях Двигатель внутреннего сгорания, Дизель, Паровая машина и др.