Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДВО́ДНЫЙ КА́БЕЛЬ СВЯ́ЗИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 535

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Мишенков

ПОДВО́ДНЫЙ КА́БЕЛЬ СВЯ́ЗИ, ка­бель свя­зи, про­кла­ды­вае­мый под во­дой. Пер­вый мор. те­ле­граф­ный ка­бель (дли­ной ок. 45 км) был про­ло­жен в 1850 че­рез прол. Па-де-Ка­ле (ме­ж­ду Дув­ром и Ка­ле). В Рос­сии те­ле­граф­ный од­но­жиль­ный ка­бель (32 км) впер­вые про­тя­ну­ли че­рез Сев. Дви­ну в 1862. Ре­гу­ляр­ная те­ле­граф­ная связь по П. к. с. ме­ж­ду Ев­ропой и Сев. Аме­ри­кой на­ча­ла дей­ст­во­вать в 1866. Пер­вые П. к. с. со­стоя­ли из мед­ной то­ко­про­во­дя­щей жи­лы и гут­та­пер­че­вой изо­ля­ции (впо­след­ст­вии ста­ли ис­поль­зо­вать неск. пар про­во­дов). В 1956 ме­ж­ду Ев­ро­пой и Сев. Аме­ри­кой бы­ла со­ору­же­на под­вод­ная ма­ги­ст­раль (на ос­но­ве ко­ак­си­аль­но­го ка­бе­ля) для мно­го­ка­наль­ной те­ле­фон­ной свя­зи. Ис­поль­зо­ва­ние про­ме­жу­точ­ных уси­ли­те­лей по­зво­ли­ло соз­да­вать под­вод­ные ли­нии свя­зи прак­ти­че­ски не­ог­ра­нич. дли­ны. В 1962–1963 со­ору­же­на транс­ти­хо­оке­ан­ская ма­ги­ст­раль ме­ж­ду Ка­на­дой и Ав­ст­ра­ли­ей (дли­ной 15 тыс. км). В 1988–89 про­ло­же­ны пер­вые под­вод­ные во­ло­кон­но-оп­тич. ли­нии свя­зи (ВОЛС) – транс­ат­лан­ти­че­ская (ме­ж­ду США и Ев­ро­пой) и ти­хо­оке­ан­ская (ме­ж­ду США и Япо­ни­ей). В нач. 21 в. в ка­че­ст­ве П. к. с., как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют во­ло­кон­но-оп­ти­че­ский ка­бель, час­то имею­щий за­щит­ную бро­ни­ров. обо­лоч­ку (напр., из сталь­ной про­во­ло­ки) для обес­пе­че­ния за­щи­ты от по­вре­ж­де­ний (при за­це­п­ле­нии тра­ла­ми, яко­ря­ми су­дов и др.). В ка­че­ст­ве изо­ля­ции в совр. П. к. с. при­ме­ня­ют разл. по­ли­мер­ные ма­те­риа­лы, стой­кие к воз­дей­ст­вию во­ды (осо­бен­но мор­ской).

Про­клад­ка П. к. с. – слож­ный и до­ро­го­стоя­щий про­цесс; осу­щест­вля­ет­ся ка­бе­ле­ук­ла­доч­ны­ми (т. н. ка­бель­ны­ми) су­да­ми, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют раз­ме­ще­ние ка­бе­ля на глу­би­не до 5000–8000 м (с от­кло­не­ни­ем от трас­сы не бо­лее 5 м). Для ук­лад­ки П. к. с. при­ме­ня­ют так­же глу­бо­ко­вод­ное обо­ру­до­ва­ние, ап­па­ра­ты для за­ры­ва­ния ка­бе­ля в грунт и др. спец. аг­ре­га­ты (см. так­же Гид­ро­на­вти­ка). При про­ве­де­нии П. к. с. (осо­бен­но по дну океа­на) не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать слож­ный под­вод­ный рель­еф, боль­шие глу­би­ны, вы­со­кое дав­ле­ние и др. Ны­не та­кой вид свя­зи яв­ля­ет­ся наи­бо­лее эф­фек­тив­ным и на­дёж­ным, по­сколь­ку обес­пе­чи­ва­ет зна­чит. ско­ро­сти пе­ре­да­чи дан­ных (до 100 Гбит/с), вы­со­кую по­ме­хо­за­щи­щён­ность, ши­ро­кую по­ло­су про­пус­ка­ния, на­дёж­ную за­щи­щён­ность от не­санк­цио­ни­ров. дос­ту­па и др. В нач. 21 в. под­вод­ные ВОЛС яв­ля­ют­ся ма­ги­ст­раль­ны­ми ка­на­ла­ми пе­ре­да­чи дан­ных ме­ж­ду кон­ти­нен­та­ми (в т. ч. бо­лее 90% ми­ро­во­го ин­тер­нет-тра­фи­ка).

Вернуться к началу