Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДВО́ДНАЯ СЪЁМКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОДВО́ДНАЯ СЪЁМКА, ки­но- или фо­то­съём­ка разл. объ­ек­тов, на­хо­дя­щих­ся под во­дой (напр., мор­ской и пре­сно­вод­ной фло­ры и фау­ны, за­то­нув­ших объ­ек­тов и др.). Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, спец. съё­моч­ной ап­па­ра­ту­рой, за­клю­чён­ной вме­сте с ав­то­ном­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми управ­ле­ния в во­до­не­про­ни­цае­мые ка­ме­ры с ил­лю­ми­на­то­ром (т. н. под­вод­ные бок­сы). Пер­вый отеч. ки­но­ап­па­рат для П. с. соз­дал в 1933 опе­ра­тор-до­ку­мен­та­лист Ф. А. Ле­он­то­вич. В зна­чит. сте­пе­ни рас­про­стра­не­нию П. с. спо­соб­ст­во­ва­ло изо­бре­те­ние в 1943 ак­ва­лан­га, дав­ше­го опе­ра­то­ру воз­мож­ность на­хо­дить­ся под во­дой дос­та­точ­но дол­гое вре­мя.

В ком­плект для П. с. вхо­дит: бокс со съё­моч­ным ап­па­ра­том, ос­ве­тит. при­бо­ры с ав­то­ном­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми пи­та­ния, сред­ст­ва ус­та­нов­ки бок­са на грун­те и его под­вод­но­го транс­пор­ти­ро­ва­ния, а так­же сред­ст­ва свя­зи ме­ж­ду опе­ра­то­ра­ми. Совр. уро­вень тех­ни­ки по­зво­ля­ет вес­ти ки­но­съём­ку так­же и на глу­би­нах, не­дос­туп­ных ак­ва­лан­ги­стам. В этом слу­чае ки­но­ап­па­рат управ­ля­ет­ся дис­тан­ци­он­но (ино­гда с те­ле­ви­зи­он­ным кон­тро­лем сни­мае­мо­го сю­же­та); для ком­пен­са­ции дав­ле­ния во­ды на бокс внут­ри по­след­не­го соз­да­ёт­ся про­ти­во­дав­ле­ние (по­сред­ст­вом сжа­то­го га­за).

Од­на из гл. осо­бен­но­стей П. с. свя­за­на со зна­чит. раз­ли­чи­ем в зна­че­ни­ях по­ка­за­те­ля пре­лом­ле­ния воз­ду­ха (бли­зок к 1) и во­ды (ок. 1,3). В свя­зи с этим объ­ек­тив съё­моч­но­го ап­па­ра­та дол­жен быть от­де­лён от вод­ной сре­ды возд. про­слой­кой. Кро­ме то­го, пе­ре­ход све­то­вых лу­чей из бо­лее плот­ной сре­ды в ме­нее плот­ную со­про­во­ж­да­ет­ся их пре­лом­ле­ни­ем; как след­ст­вие, на­хо­дя­щий­ся в во­де пред­мет ка­жет­ся на­блю­да­те­лю рас­по­ло­жен­ным бли­же, чем в дей­ст­ви­тель­но­сти. Это учи­ты­ва­ют при фо­ку­си­ров­ке съё­моч­но­го объ­ек­ти­ва по шка­ле рас­стоя­ний. При П. с. умень­ша­ет­ся так­же уг­ло­вое по­ле объ­ек­ти­ва и из­ме­ня­ет­ся мас­штаб соз­да­вае­мо­го на фо­то­ма­те­риа­ле изо­бра­же­ния. Наи­бо­лее удоб­ны­ми для П. с. счи­та­ют­ся ко­рот­ко­фо­кус­ные ши­ро­ко­уголь­ные объ­ек­ти­вы.

Дру­гая важ­ная осо­бен­ность П. с. за­клю­ча­ет­ся в том, что во­да рас­сеи­ва­ет свет зна­чи­тель­но силь­нее, чем воз­дух, из-за на­ли­чия в ней взве­шен­ных час­тиц (планк­то­на, ила, пес­ка). Это при­во­дит к по­ни­же­нию кон­тра­ста и рез­ко­сти изо­бра­же­ния. Кро­ме то­го, вод­ная сре­да об­ла­да­ет из­би­рат. спек­траль­ным по­гло­ще­ни­ем (лу­ч­ше про­пус­ка­ет ко­рот­ко­вол­но­вые лу­чи – го­лу­бые, зе­лё­ные). В ре­зуль­та­те при съём­ке в ес­теств. ос­ве­ще­нии цвет под­вод­ных объ­ек­тов из­ме­ня­ет­ся с по­гру­же­ни­ем в глу­би­ну, что при­во­дит к на­ру­ше­нию цве­то­пе­ре­да­чи. На­чи­ная с глу­би­ны 3–5 м прак­ти­че­ски пол­но­стью те­ря­ет­ся крас­ная и ос­лаб­ля­ет­ся жёл­тая часть спек­тра. Для улуч­ше­ния цве­то­пе­ре­да­чи при П. с. на цвет­ную плён­ку при­ме­ня­ют кор­рек­ти­рую­щие све­то­фильт­ры. При съём­ке на чёр­но-бе­лую плён­ку для по­вы­ше­ния рез­ко­сти фо­то­изо­бра­же­ния ис­поль­зу­ют жёл­тые све­то­фильт­ры (за­дер­жи­ваю­щие наи­бо­лее силь­но рас­сеи­вае­мые си­ние лу­чи). Для П. с. ре­ко­мен­ду­ет­ся при­ме­нять кон­тра­ст­ные фо­то­гра­фич. ма­те­риа­лы. Ука­зан­ные осо­бен­но­сти учи­ты­ва­ют и при обыч­ной съём­ке че­рез про­зрач­ные стен­ки бас­сей­нов, ил­лю­ми­на­то­ры ба­ти­ска­фов и т. п.

Вернуться к началу