Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОГРУ́ЗОЧНЫЕ МАШИ́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 523

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Р. Каплунов

ПОГРУ́ЗОЧНЫЕ МАШИ́НЫ шахт­ные, маши­ны для по­груз­ки и пе­ре­ме­ще­ния от­би­той гор­ной мас­сы на под­зем­ных гор­ных ра­бо­тах. По функ­цио­наль­но­му при­зна­ку раз­ли­ча­ют по­гру­зоч­но-дос­та­воч­ные (ПДМ) и по­гру­зоч­но-транс­порт­ные (ПТМ) ма­ши­ны.

ПДМ со­вме­ща­ют в од­ном аг­ре­га­те функ­ции по­груз­ки и дос­тав­ки гор­ной мас­сы; об­ла­да­ют вы­со­кой ско­ро­стью и ма­нёв­рен­но­стью, воз­мож­но­стью раз­груз­ки ру­ды в лю­бом мес­те и по­груз­ки в др. транс­порт­ные сред­ст­ва. ПДМ со­сто­ит из шар­нир­но-со­чле­нён­но­го шас­си на пнев­мо­ко­лёс­ном хо­ду, си­ло­вой ус­та­нов­ки, ков­шо­во­го по­гру­зоч­но­го ор­га­на и ка­би­ны управ­ле­ния. Осн. осо­бен­ность та­ких ма­шин – ков­шо­вый ра­бо­чий ор­ган ниж­не­го чер­па­ния, фрон­таль­ной или бо­ко­вой раз­груз­ки. В ков­ше гор­ная мас­са дос­тав­ля­ет­ся к мес­ту раз­груз­ки (ру­дос­пус­ку) или пе­ре­груз­ки в др. транс­порт­ные сред­ст­ва (ав­то­са­мо­сва­лы, са­мо­ход­ные ва­го­ны). Ковш раз­гру­жа­ет­ся оп­ро­ки­ды­ва­ни­ем, ре­же вы­тал­ки­ва­ни­ем плун­же­ром. ПДМ под­раз­де­ля­ют­ся: по ти­пу при­во­да – на ди­зель­ные и элек­три­че­ские, по­лу­чаю­щие пи­та­ние по ка­бе­лю или от трол­лея (про­во­да для пе­ре­да­чи элек­трич. энер­гии), ком­би­ни­ро­ван­ные – трол­лей­но-ка­бель­ные, ак­ку­му­ля­тор­ные; по ис­пол­не­нию – в руд­нич­ном нор­маль­ном или взры­во­бе­зо­пас­ном. ПДМ по осн. па­ра­мет­рам [гру­зо­подъ­ём­ность (т), собств. мас­са (т), мощ­ность дви­га­те­ля (кВт)] де­лят: на лёг­кие (0,6–3; 3–10; 25–70 со­от­вет­ст­вен­но), сред­ние (4–6; 11–15; 80–100), тя­жё­лые (7–12; 16–30; 120–200), сверх­тя­жё­лые (13–18; 31–50; 210–310); по га­ба­рит­ным раз­ме­рам – на ма­ло­га­барит­ные (лёг­кие и сред­ние) и круп­но­га­ба­рит­ные (тя­жё­лые и сверх­тя­жё­лые). В за­ви­си­мо­сти от гру­зо­подъ­ём­но­сти (вме­сти­мо­сти ков­ша) оп­ти­маль­ная дли­на дос­тав­ки ПДМ из­ме­ня­ет­ся от 50–80 до 250–300 м, при этом про­из­во­ди­тель­ность мо­жет дос­ти­гать 600–1200 т в сме­ну. Для ПДМ не­об­хо­ди­мы ма­нёв­ры (про­стран­ст­во) для раз­во­ро­та при по­груз­ке и вы­со­та вы­ра­бот­ки не ме­нее 3,5–3,7 м. Кон­ст­рук­ция ПДМ по­зво­ля­ет вы­пол­нять ряд вспо­мо­гат. ра­бот: за­чи­ст­ку поч­вы, строи­тель­ст­во и ре­монт до­рог, дос­тав­ку ма­те­риа­лов и т. д.

ПТМ обо­ру­ду­ют ков­шо­вым по­гру­зоч­ным ор­га­ном и ак­ку­му­ли­рую­щим бун­ке­ром-ку­зо­вом; пред­на­зна­че­ны для по­груз­ки мел­ко­раз­дроб­лен­ной гор­ной мас­сы и дос­тав­ки её к мес­ту раз­груз­ки в осн. при про­ход­ке гор­но-под­го­то­вит. вы­ра­бо­ток, ко­гда по ус­ло­ви­ям вен­ти­ля­ции нель­зя ис­поль­зо­вать мощ­ные ди­зель­ные ков­шо­вые ПДМ. При от­но­си­тель­но не­боль­шой ём­ко­сти ков­ша (0,3–0,6 м3) и ма­лой вы­со­те раз­груз­ки (1240–1680 мм) ПТМ мо­гут ра­бо­тать в вы­ра­бот­ках выс. не бо­лее 2,7–3 м. Та­кие ма­ши­ны ме­нее энер­го­ём­ки и не тре­бу­ют боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва воз­ду­ха для про­ве­де­ния вы­ра­бо­ток. Это да­ёт им пре­иму­ще­ст­во при про­ход­ке ка­мер­ных и без­рель­со­вых вы­ра­бо­ток не­боль­шой дли­ны (100–150 м) на под­го­то­ви­тель­но-на­рез­ных ра­бо­тах. ПТМ со­сто­ит из пнев­мо­ко­лёс­но­го шас­си с при­во­дом от пнев­мо­дви­га­те­лей, ков­шо­во­го ра­бо­че­го ор­га­на ниж­не­го чер­па­ния вме­сти­мо­стью 0,12–0,54 м3, са­мо­сваль­но­го бун­ке­ра-ку­зо­ва вме­сти­мо­стью 0,75–2,5 м3 и сис­те­мы управ­ле­ния (у совр. ПТМ управ­ле­ние дис­тан­ци­он­ное). ПТМ (при оди­на­ко­вой с ПДМ гру­зо­подъ­ём­но­сти) име­ют мень­шие раз­ме­ры и мо­гут про­хо­дить по вы­ра­бот­кам мень­ше­го по­пе­реч­но­го се­че­ния; их вы­год­нее при­ме­нять при дли­не дос­тав­ки от 100 до 500 м. Ско­рость дви­же­ния ПДМ и ПТМ со­став­ля­ет в ср. 6–10 км/ч (из-за слож­но­сти трас­сы и не­ров­но­сти поч­вы дос­та­воч­ных вы­ра­бо­ток, ко­то­рые не­ред­ко име­ют ук­лон до 10–12°). ПДМ в срав­не­нии с ПТМ име­ют бо­лее мощ­ный ди­зель­ный при­вод, бо́ль­шие раз­ме­ры ков­ша, что по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать их в тя­жё­лых ус­ло­ви­ях для круп­но­кус­ко­вой ру­ды.

Для дос­тав­ки гор­ной мас­сы от за­бо­ев к ру­дос­пус­кам и в отд. слу­ча­ях на по­верх­ность ис­поль­зу­ют транс­порт­ные ма­ши­ны – спец. под­зем­ные ав­то­са­мо­сва­лы с оп­ро­кид­ным ку­зо­вом или те­ле­ско­пи­че­ски вы­дви­гаю­щей­ся ча­стью ку­зо­ва и са­мо­ход­ные ва­го­ны. Гру­зо­подъ­ём­ность ав­то­са­мо­сва­лов со­став­ля­ет 12–25 т, име­ют­ся так­же ма­ши­ны гру­зо­подъ­ём­но­стью 35–45 т. П. м. в ком­плек­се с ав­то­са­мо­сва­ла­ми или са­мо­ход­ны­ми ва­го­на­ми эф­фек­тив­ны при рас­стоя­ни­ях дос­тав­ки 300–700 м и бо­лее, ко­гда име­ет­ся дос­та­точ­ный фронт ра­бот по от­бой­ке ру­ды и обес­пе­чи­ва­ет­ся их не­пре­рыв­ная за­груз­ка. С уве­ли­че­ни­ем рас­стоя­ния транс­пор­ти­ро­ва­ния ком­плекс, со­стоя­щий из П. м. и са­мо­ход­ных ва­го­нов, бо­лее эко­но­ми­чен.

Лит.: Скор­ня­ков Ю. Г. Под­зем­ная до­бы­ча руд ком­плек­са­ми са­мо­ход­ных ма­шин. М., 1986; Ли­по­вой А. И. Ков­шо­вые по­гру­зоч­но-транс­порт­ные ма­ши­ны на под­зем­ных руд­ни­ках. М., 1988.

Вернуться к началу