ПОГРУ́ЗОЧНЫЕ МАШИ́НЫ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОГРУ́ЗОЧНЫЕ МАШИ́НЫ шахтные, машины для погрузки и перемещения отбитой горной массы на подземных горных работах. По функциональному признаку различают погрузочно-доставочные (ПДМ) и погрузочно-транспортные (ПТМ) машины.
ПДМ совмещают в одном агрегате функции погрузки и доставки горной массы; обладают высокой скоростью и манёвренностью, возможностью разгрузки руды в любом месте и погрузки в др. транспортные средства. ПДМ состоит из шарнирно-сочленённого шасси на пневмоколёсном ходу, силовой установки, ковшового погрузочного органа и кабины управления. Осн. особенность таких машин – ковшовый рабочий орган нижнего черпания, фронтальной или боковой разгрузки. В ковше горная масса доставляется к месту разгрузки (рудоспуску) или перегрузки в др. транспортные средства (автосамосвалы, самоходные вагоны). Ковш разгружается опрокидыванием, реже выталкиванием плунжером. ПДМ подразделяются: по типу привода – на дизельные и электрические, получающие питание по кабелю или от троллея (провода для передачи электрич. энергии), комбинированные – троллейно-кабельные, аккумуляторные; по исполнению – в рудничном нормальном или взрывобезопасном. ПДМ по осн. параметрам [грузоподъёмность (т), собств. масса (т), мощность двигателя (кВт)] делят: на лёгкие (0,6–3; 3–10; 25–70 соответственно), средние (4–6; 11–15; 80–100), тяжёлые (7–12; 16–30; 120–200), сверхтяжёлые (13–18; 31–50; 210–310); по габаритным размерам – на малогабаритные (лёгкие и средние) и крупногабаритные (тяжёлые и сверхтяжёлые). В зависимости от грузоподъёмности (вместимости ковша) оптимальная длина доставки ПДМ изменяется от 50–80 до 250–300 м, при этом производительность может достигать 600–1200 т в смену. Для ПДМ необходимы манёвры (пространство) для разворота при погрузке и высота выработки не менее 3,5–3,7 м. Конструкция ПДМ позволяет выполнять ряд вспомогат. работ: зачистку почвы, строительство и ремонт дорог, доставку материалов и т. д.
ПТМ оборудуют ковшовым погрузочным органом и аккумулирующим бункером-кузовом; предназначены для погрузки мелкораздробленной горной массы и доставки её к месту разгрузки в осн. при проходке горно-подготовит. выработок, когда по условиям вентиляции нельзя использовать мощные дизельные ковшовые ПДМ. При относительно небольшой ёмкости ковша (0,3–0,6 м3) и малой высоте разгрузки (1240–1680 мм) ПТМ могут работать в выработках выс. не более 2,7–3 м. Такие машины менее энергоёмки и не требуют большого количества воздуха для проведения выработок. Это даёт им преимущество при проходке камерных и безрельсовых выработок небольшой длины (100–150 м) на подготовительно-нарезных работах. ПТМ состоит из пневмоколёсного шасси с приводом от пневмодвигателей, ковшового рабочего органа нижнего черпания вместимостью 0,12–0,54 м3, самосвального бункера-кузова вместимостью 0,75–2,5 м3 и системы управления (у совр. ПТМ управление дистанционное). ПТМ (при одинаковой с ПДМ грузоподъёмности) имеют меньшие размеры и могут проходить по выработкам меньшего поперечного сечения; их выгоднее применять при длине доставки от 100 до 500 м. Скорость движения ПДМ и ПТМ составляет в ср. 6–10 км/ч (из-за сложности трассы и неровности почвы доставочных выработок, которые нередко имеют уклон до 10–12°). ПДМ в сравнении с ПТМ имеют более мощный дизельный привод, бо́льшие размеры ковша, что позволяет использовать их в тяжёлых условиях для крупнокусковой руды.
Для доставки горной массы от забоев к рудоспускам и в отд. случаях на поверхность используют транспортные машины – спец. подземные автосамосвалы с опрокидным кузовом или телескопически выдвигающейся частью кузова и самоходные вагоны. Грузоподъёмность автосамосвалов составляет 12–25 т, имеются также машины грузоподъёмностью 35–45 т. П. м. в комплексе с автосамосвалами или самоходными вагонами эффективны при расстояниях доставки 300–700 м и более, когда имеется достаточный фронт работ по отбойке руды и обеспечивается их непрерывная загрузка. С увеличением расстояния транспортирования комплекс, состоящий из П. м. и самоходных вагонов, более экономичен.