Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОВЫ́ШЕННОЙ ПРОХОДИ́МОСТИ АВТОМОБИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Солнцев
Рис. 1. КамАЗ-43114 (6×6).
Рис. 2. ГАЗ-2330 «Тигр».

ПОВЫ́ШЕННОЙ ПРОХОДИ́МОСТИ АВ­ТО­МОБИ́ЛЬ, ав­то­мо­биль, кон­ст­рук­тив­но при­спо­соб­лен­ный для ис­поль­зо­ва­ния как на до­ро­гах с твёр­дым по­кры­ти­ем, так и в ухуд­шен­ных до­рож­ных ус­ло­ви­ях (мок­рые, гряз­ные, за­сне­жен­ные, об­ле­де­не­лые, раз­би­тые и раз­мок­шие до­ро­ги), по без­до­ро­жью и при пре­одо­ле­нии разл. пре­пят­ст­вий (ук­ло­ны, на­сы­пи, кю­ве­ты, рвы, пни, коч­ки, ва­лу­ны и т. д.). Осн. кон­ст­рук­тив­ные при­зна­ки – при­вод на все ко­лё­са, по­вы­шен­ные тя­го­вые свой­ст­ва (воз­мож­ность уве­ли­че­ния пе­ре­да­точ­но­го чис­ла транс­мис­сии), ши­ны с грун­то­за­це­па­ми, ши­ро­ко­про­филь­ные или ароч­ные ши­ны. В не­ко­то­рых кон­струк­ци­ях ис­поль­зу­ют сис­те­му ре­гу­ли­ро­ва­ния дав­ле­ния воз­ду­ха в ши­нах; напр., в пол­но­при­вод­ном ав­томо­би­ле Ка­мАЗ-43114 (6×6) с цен­тра­ли­зов. сис­те­мой под­кач­ки шин (рис. 1). В транс­мис­сии та­ких ав­то­мо­би­лей, как пра­ви­ло, при­ме­ня­ют­ся бло­ки­руе­мые диф­фе­рен­циа­лы или диф­фе­рен­циа­лы по­вы­шен­но­го тре­ния с ме­ха­нич. или элек­трон­ной бло­ки­ров­кой. Не­ко­то­рые из та­ких ав­то­мо­би­лей обо­ру­ду­ют­ся сис­те­ма­ми для пре­одо­ле­ния вброд вод­ных пре­град и уст­рой­ст­ва­ми для са­мо­вы­тас­ки­ва­ния (ме­ха­нич. или элек­трич. ле­бёд­ки); напр., рос. мно­го­це­ле­вой ав­то­мо­биль по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти ГАЗ-2330 «Тигр», бро­не­ав­то­мо­биль, ар­мей­ский ав­то­мо­биль-вне­до­рож­ник (рис. 2). Для улуч­ше­ния гео­мет­рич. про­хо­ди­мо­сти (пре­одо­ле­ния пре­пят­ст­вий) П. п. а. име­ют уве­ли­чен­ный до­рож­ный про­свет, уве­ли­чен­ные хо­ды под­вес­ки, умень­шен­ные пе­ред­ний и зад­ний све­сы, умень­шен­ные про­доль­ный и по­пе­реч­ный ра­диу­сы про­хо­ди­мо­сти.

Лит.: Лит­ви­нов А. С., Фа­ро­бин Я. Е. Ав­то­мо­биль. Тео­рия экс­плуа­та­ци­он­ных свойств. М., 1989; Ав­то­мо­би­ли: кон­ст­рук­ция и ра­бо­чие про­цес­сы / Под ред. В. И. Оси­по­ва. М., 2012.

Вернуться к началу