Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРОВО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 371-372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Третьяков
Рис. 1. Паровой автомобиль Н. Ж. Кюньо.

ПАРОВО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ, ав­то­мо­биль, ис­поль­зую­щий в ка­че­ст­ве дви­га­те­ля па­ро­вую ма­ши­ну или па­ро­вую тур­би­ну. До нач. 21 в. П. а. строи­лись на ба­зе па­ро­вой ма­ши­ны. Пер­вый П. а. соз­дал фла­ман­дец Ф. Вербст ок. 1672 как иг­руш­ку для кит. им­пе­ра­то­ра. В 1769 Н. Ж. Кю­ньо при­ме­нил па­ро­вую ма­ши­ну для нужд транс­пор­та – по­стро­ил па­ро­вую по­воз­ку (рис. 1). В 1784 У. Мёр­док соз­дал ра­бо­таю­щую мо­дель па­ро­вой ка­ре­ты. В 1791 И. П. Ку­ли­бин из­го­то­вил трёх­ко­лёс­ный эки­паж («са­мо­кат­ку»). В 1801 Р. Тре­ви­тик скон­ст­руи­ро­вал пер­вую без­рель­со­вую па­ро­вую по­воз­ку, спо­соб­ную пе­ре­во­зить пас­са­жи­ров. В 1-й пол. 19 в. в Анг­лии поя­ви­лись па­ро­вые эки­па­жи для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров, ко­то­рые со­вер­ша­ли ре­гу­ляр­ные рей­сы ме­ж­ду го­ро­да­ми. В 1860 А. А. Че­ре­па­нов (пле­мян­ник Е. А. Че­ре­па­но­ва, см. Че­ре­па­но­вы) соз­дал cа­моход-тя­гач (мас­са 8100 кг, мощ­ность 7,3 кВт, ско­рость до 6 км/ч), по­лу­чив­ший назв. «па­ро­вой слон», ко­то­рый ра­бо­тал в те­че­ние не­сколь­ких лет в рай­оне Ниж­не­го Та­ги­ла; мог транс­пор­ти­ро­вать по грун­то­вым до­ро­гам 10 при­це­пов об­щей мас­сой до 19 т. В 1906 П. а. «Stanley Steamer» ком­па­нии «Stanley Motor Carriage Com­pany» (США) ус­та­но­вил ре­корд ско­ро­сти – 203 км/ч. Не­об­хо­ди­мое для дви­же­ния дав­ле­ние па­ра дос­ти­га­лось за 10–15 мин от за­пус­ка ма­ши­ны. Из-за низ­кой эф­фек­тив­но­сти па­ро­вой ма­ши­ны в нач. 20 в. П. а. бы­ли вы­тес­не­ны ав­то­мо­би­ля­ми с дви­га­те­ля­ми внутр. сго­ра­ния.

Рис. 2. Британский болид, установивший мировой рекорд скорости для паровых автомобилей.

Но­вые по­пыт­ки (нач. 21 в.) скон­ст­руи­ро­вать П. а. ос­но­ва­ны на при­ме­не­нии па­ро­вой тур­би­ны. В авг. 2009 ус­танов­лен ми­ро­вой ре­корд ско­ро­сти для П. а. (ср. макс. ско­рость бо­ли­да в двух за­ездах со­ста­ви­ла 139,843 ми­ли/ч, или 223,748 км/ч), ко­то­рый за­фик­си­ро­ван Ме­ж­ду­нар. фе­де­ра­ци­ей ав­то­спор­та (FIA). П. а. (бо­лид), раз­ра­бо­тан­ный груп­пой брит. ин­же­не­ров (рис. 2), ос­на­щён 12 кот­ла­ми, в ко­то­рых во­да на­гре­ва­ет­ся за счёт сго­ра­ния при­род­но­го га­за. Из кот­лов пар под дав­ле­ни­ем, со ско­ро­стью, в два раза пре­вы­шаю­щей ско­рость зву­ка, по­да­ёт­ся в па­ро­вую тур­би­ну. За 1 мин в кот­лах ис­па­ря­ет­ся ок. 40 л во­ды. Об­щая мощ­ность си­ло­вой ус­та­нов­ки со­став­ля­ет 360 л. с. (265 кВт).

Вернуться к началу