Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́ФТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 524

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Э. Ридэль

МУ́ФТА (от голл. Mouwtje) в тех­ни­ке, уст­рой­ст­во для со­еди­не­ния труб, сталь­ных ка­на­тов, ка­бе­лей, ва­лов и т. п. с це­лью обес­пе­че­ния проч­но­сти сты­ка, его гер­ме­тич­но­сти, за­щи­ты от кор­ро­зии и др. или пе­ре­да­чи вра­ща­тель­но­го дви­же­ния в при­во­дах ма­шин и ме­ха­низ­мов с од­но­го ва­ла на дру­гой, со­ос­но с ним рас­по­ло­жен­ный, ли­бо с ва­ла на др. де­та­ли: зуб­ча­тое ко­ле­со, шкив, ба­ра­бан и т. п. Так­же М. при­во­дов мо­гут вы­пол­нять и др. функ­ции: ком­пен­си­ро­вать воз­мож­ные по­греш­но­сти из­го­тов­ле­ния, сбор­ки или ра­бо­че­го со­стоя­ния в ви­де осе­вых, ра­ди­аль­ных и уг­ло­вых сме­ще­ний (М. ком­пен­си­рую­щие); улуч­шать ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ки при­во­дов (М. уп­ру­гие); пре­до­хра­нять сис­те­му от пе­ре­гру­зок, в т. ч. в ава­рий­ных си­туа­ци­ях (М. пре­до­хра­ни­тель­ные); ре­гу­ли­ро­вать пе­ре­да­вае­мый вра­щаю­щий мо­мент в за­ви­си­мо­сти от уг­ло­вой ско­рости (М. цен­тро­беж­ные, гид­рав­ли­че­ские); пе­ре­да­вать вра­щаю­щий мо­мент толь­ко при од­ном на­прав­ле­нии вра­ще­ния ве­ду­щей по­лу­муф­ты от­но­си­тель­но ве­до­мой (М. об­гон­ные) и др. Пе­ре­да­ча вра­щат. дви­же­ния в М. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за счёт ме­ха­нич. за­це­п­ле­ния де­та­лей (М. паль­це­вые, ку­лач­ко­вые, зуб­ча­тые, зуб­ча­то-цеп­ные, шар­нир­ные, то­ро­вые), сил тре­ния (М. дис­ко­вые, ци­лин­д­рич., ко­нус­ные, лен­точ­ные), пе­ре­но­са ки­не­тич. энер­гии жид­ко­го ра­бо­че­го те­ла (М. гид­рав­лич.), ин­дук­ци­он­но­го воз­дей­ст­вия элек­тро­маг­нит­ных по­лей (М. элек­тро­маг­нит­ные). По ха­рак­те­ру ра­бо­ты и осн. на­зна­че­нию раз­ли­ча­ют М.: со­еди­ни­тель­ные по­сто­ян­но замк­ну­тые (жё­ст­кие, не до­пус­каю­щие от­но­си­тель­но­го пе­ре­ме­ще­ния со­еди­няе­мых де­та­лей, и ком­пен­си­рую­щие – уп­ру­гие, асин­хрон­но-шар­нир­ные и др.; при­ме­ня­ют­ся в при­во­де ве­ду­щих ко­лёс ав­то­мо­би­ля, для со­еди­не­ния ва­ла элек­тро­дви­га­те­ля с ва­лом при­во­ди­мой ма­ши­ны и т. п.); со­еди­ни­тель­ные управ­ляе­мые, по­зво­ляю­щие со­еди­нять и разъ­е­ди­нять ва­лы по­сред­ст­вом управ­ляю­щей сис­те­мы (в ко­роб­ках пе­ре­дач, сис­те­мах дис­тан­ци­он­но­го управ­ле­ния и т. п.); ав­то­ма­тич. са­мо­управ­ляе­мые, обес­пе­чи­ваю­щие со­еди­не­ние и разъ­е­ди­не­ние ва­лов при из­ме­не­нии ре­жи­ма ра­бо­ты (напр., в ав­то­ма­тич. транс­мис­си­ях ав­то­мо­би­лей).

Лит.: Ива­нов М. Н., Фи­но­ге­нов В. А. Де­та­ли ма­шин. 13-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу