Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ЦЕНТР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Мишенков

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ЦЕНТР, мно­го­функ­цио­наль­ная бы­то­вая ус­та­нов­ка для про­слу­ши­ва­ния зву­ко­вых (му­зы­каль­ных, ре­че­вых) про­грамм от внут­рен­них и внеш­них ис­точ­ни­ков. В со­став М. ц. вхо­дит: аку­сти­че­ская сис­те­ма; блок уси­ли­те­лей мощ­но­сти зву­ко­во­го сиг­на­ла; бло­ки вы­бо­ра ис­точ­ни­ка зву­ко­во­го сиг­на­ла, об­ра­бот­ки сиг­на­ла, ре­гу­ли­ро­ва­ния гром­ко­сти и тем­бра вос­про­из­во­ди­мо­го зву­ка, разл. про­стран­ст­вен­ных эф­фек­тов; ис­точ­ни­ки сиг­на­ла, напр. про­иг­ры­ва­тель ком­пакт-дис­ков, тю­нер (ра­дио­при­ём­ник). Про­стей­шие М. ц. вы­пус­ка­ют­ся в еди­ном со сте­рео­фо­нич. аку­стич. сис­те­мой оформ­ле­нии. Боль­шие до­маш­ние М. ц., ко­то­рые мо­гут вклю­чать до 10–15 отд. бло­ков, име­ют мощ­ные аку­стич. сис­те­мы по­вы­шен­но­го ка­че­ст­ва (мощ­но­стью до 200 Вт, с по­ло­сой эф­фек­тив­но вос­про­из­во­ди­мых час­тот 30–20000 Гц и ма­лы­ми не­ли­ней­ны­ми ис­ка­же­ния­ми). Чис­ло зву­ко­из­лу­ча­те­лей (ча­ще все­го от 2 до 8 мощ­ных уси­ли­те­лей для под­клю­че­ния отд. аку­стич. сис­тем) обыч­но оп­ре­де­ля­ет­ся функ­цио­наль­ным на­зна­че­ни­ем М. ц. (напр., сте­рео- или квад­роз­ву­ко­вос­про­из­ве­де­ние, до­маш­ний ки­но­те­атр). Для осу­ще­ст­в­ле­ния разл. функ­ций тре­бу­ет­ся прин­ци­пи­аль­но раз­ное раз­ме­ще­ние аку­стич. сис­тем в по­ме­ще­нии, по­это­му уни­вер­саль­ные М. ц. вы­пус­ка­ют­ся ред­ко; боль­шин­ст­во слу­ша­те­лей пред­по­чи­та­ют иметь сис­те­мы сте­рео­зву­ча­ния и до­маш­ний ки­но­те­атр. Это обу­слов­ли­ва­ет ком­плек­та­цию М. ц. разл. ис­точ­ни­ка­ми зву­ко­во­го сиг­на­ла: про­иг­ры­ва­те­лем DVD-дис­ков и те­ле­ви­зо­ром, маг­ни­то­фо­на­ми ана­ло­го­вы­ми (ка­ту­шеч­ны­ми, кас­сет­ны­ми) и циф­ро­вы­ми (ми­ни­ди­ско­вы­ми, кас­сет­ны­ми), про­иг­ры­ва­те­лем грам­пла­сти­нок, тю­не­ром и др. Блок вы­бо­ра ис­точ­ни­ка сиг­на­ла час­то по­зво­ля­ет че­рез USB-ин­тер­фей­сы под­клю­чать ком­пь­ю­тер, разл. на­ко­пи­те­ли ин­фор­ма­ции (напр., флэш-па­мять, жё­ст­кий диск), ви­део­ка­ме­ры. Для пе­ния под фо­но­грам­му (ка­рао­ке) обыч­но пре­ду­смат­ри­ва­ют неск. мик­ро­фон­ных уси­ли­те­лей с раз­дель­ной (для ка­ж­до­го) ре­гу­ли­ров­кой гром­ко­сти. Бло­ки об­ра­бот­ки зву­ко­во­го сиг­на­ла по­зво­ля­ют пре­об­ра­зо­вы­вать сиг­на­лы для по­лу­че­ния разл. зву­ко­вых эф­фек­тов, на­прав­лен­ных на кор­рек­цию аку­стич. де­фек­тов по­ме­ще­ния (где про­во­дит­ся про­слу­ши­ва­ние) или ими­та­цию зву­ча­ния в разл. за­лах (напр., кон­церт­ном, ки­но­те­ат­ре), а так­же для под­строй­ки то­наль­но­сти зву­ча­ния в ре­жи­ме ка­рао­ке. Управ­ле­ние М. ц. обыч­но осу­щест­в­ля­ет­ся дис­тан­ци­он­но при по­мо­щи пуль­та. Кро­ме про­слу­ши­ва­ния, М. ц. по­зво­ля­ют про­из­во­дить пе­ре­за­пись сиг­на­лов с од­них но­си­те­лей ин­фор­ма­ции на дру­гие. Во мно­гих М. ц. реа­ли­зо­ва­на функ­ция тай­ме­ра для вклю­че­ния (вы­клю­че­ния) оп­ре­де­лён­ных ре­жи­мов (напр., про­иг­ры­ва­ние вы­бран­ных муз. ком­по­зи­ций) в за­дан­ное вре­мя.

Вернуться к началу