МОТОРО́ЛЛЕР
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОТОРО́ЛЛЕР (нем. Motorroller, букв. катящийся с помощью мотора, от мото... и rollen – катиться), разновидность мотоцикла, отличающаяся более комфортабельной посадкой водителя («как на стуле») за счёт заднего расположения двигателя и трансмиссии. Осн. конструктивное отличие от мотоцикла – отсутствие несущей трубчатой рамы; кузов М. выполнен из штампов. панелей. Водитель и пассажир защищены от пыли и грязи широким передним щитом и подножками. Двигатель М. может быть как двухтактным, так и четырёхтактным, мощность двигателя обычно не превышает 30 кВт; система подачи топлива в двигатель карбюраторного или инжекторного типа. С кон. 20 в. всё большее распространение получают М. с четырёхтактным инжекторным двигателем (из-за ужесточения экологич. требований). Пуск двигателя осуществляется электрич. стартёром. В качестве гор. транспорта особенно популярны скутеры – М. с рабочим объёмом двигателя до 50 см3, которые в ряде стран приравниваются к мопедам и не требуют наличия водительских прав и регистрации. На базе М. созданы также трёхколёсные транспортные средства для перевозки грузов (грузоподъёмность до 300 кг) и пассажиров (моторикши); применяются в местах с критич. степенью загруженности гор. дорог.
М. был изобретён и впервые построен в Италии инж. К. Д’Асканио по заказу Э. Пьяджо (патент в 1946). Массовое произ-во началось в кон. 1940-х гг. (в СССР – с 1957), к сер. 1950-х гг. М. стал одним из самых популярных в Европе видов транспорта. С нач. 1960-х гг. М. стали производить в странах Азии, сначала по итал. лицензии в Индии, на Тайване, в Индонезии, несколько позднее – в Японии («Honda», «Yamaha» и «Suzuki»).