МОРСКО́Й ТРА́НСПОРТ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРСКО́Й ТРА́НСПОРТ, обеспечивает перевозку грузов и пассажиров по морю. М. т. производит мор. перевозки между странами и континентами, в пределах одной страны (каботаж), а также часть перевозок, осуществляемых с заходом в устья больших рек. В мировом товарообороте М. т. – осн. вид транспорта, его роль возрастает с увеличением мирового пром. и с.-х. произ-ва. Примерно 85% всех мор. перевозок грузов составляет энергетич. и пром. сырьё, при этом около половины приходится на нефть, уголь, газ. По оценкам (2010), доля разл. грузов от общего объёма мор. перевозок составляет (%): сырьё и нефтепродукты – 44, крупные навалочные грузы – 24,2 (в т. ч. железная руда 8,5, уголь – 1,6, зерно – 4, боксит/глинозём – 1, фосфорит – 5,3), мелкие навалочные грузы – 14,3, генеральные грузы – 14,7, сжиженный газ: природный – 1,9, нефтяной – 0,9.
Грузовые перевозки. Состав мирового грузового транспортного флота на нач. 21 в. характеризуется следующими значениями количества судов (единицы) и дедвейта (приблизительно в % от суммарного водоизмещения): танкеры – 7195/39; навалочные суда (балкеры) – 5763/37,5; универсальные сухогрузные суда – 13652/10; контейнеровозы – 2437/8,3; газовозы – 1058/2,2; нефтерудовозы – 215/2,1; специализир. суда – 1121/1,2; химовозы – 1321/1; ролкеры (ро-ро) – 1134/0,94. Размеры судов всех типов оптимизированы с учётом прохода через каналы и минимизации фрахтовых сборов. Формально (благодаря упрощению порядка регистрации мор. судов, льготам при налогообложении и др.) наиболее крупными владельцами (по флагу) являются: Панама (ок. 20% от общего количества судов), Либерия (11%), Мальта (5,9%), Греция (5,8%), тогда как доля ведущих мор. держав невелика – Китай – 2,9%, Япония – 2,8%, США – 1,7%, Великобритания – 1,4%, Германия – 1%, Россия – 1%.
Согласно статистике, с кон. 20 в. интенсивно развиваются контейнерные перевозки грузов, соответственно наблюдается сокращение доли в грузоперевозках универсальных сухогрузных судов, спец. судов и ролкеров (за исключением автомобилевозов). Судоходство с использованием контейнеровозов организуется по фидерному принципу – магистральные суда (большой грузоподъёмности) работают между крупными терминалами (порты в Роттердаме, Сингапуре, Сянгане, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и др.), а доставка потребителю осуществляется небольшими, т. н. фидерными, контейнеровозами. Одни из самых сложных судов мирового транспортного флота – газовозы. По типу перевозимых газов они подразделяются на газовозы LPG (Liquefied Petroleum Gas) для перевозки сжиженных нефтяных газов под давлением и LNG (Liquefied Natural Gas) для перевозки сжиженного природного газа при темп-ре –162 °C. Дедвейт газовозов LPG составляет ок. 5000 т, дедвейт LNG – 70–80 тыс. т.
Пассажирские перевозки. Осн. долю пассажирского флота составляют автомобильно-пассажирские паромы (ок. 60% общего количества находящихся в эксплуатации судов). Каждый паром имеет свои индивидуальные особенности в зависимости от района эксплуатации. Пассажировместимость паромов колеблется от 375 до 2500 чел. (обычно сидячие места), число перевозимых автомобилей меняется от нескольких десятков до нескольких сотен. Скорость паромов – от 16,5 до 40,5 узла (30–75 км/ч). Большое развитие в последние годы получили скоростные пассажирские суда, в осн. скоростные катамараны и скоростные однокорпусные суда.
Пассажирские суда для туристич. путешествий продолжительностью от 10 сут до 3 мес и с заходом в разл. порты называются круизными. Круизный флот классифицируют в зависимости от района эксплуатации (Средиземноморского бассейна; Балтийского м. и Сев. Европы; Карибского бассейна; Тихого ок.), также есть суда неограниченного района (напр., Средиземное м. – Австралия). В Средиземноморье и в Тихоокеанском регионе используются суда вместимостью от 200 до 800 чел. Самые крупные круизные суда эксплуатируются в бассейне Карибского м. (40% из них имеют вместимость более 2000 чел.). Круизные суда отличаются высоким уровнем комфортности и обслуживания. Размер крупных круизных судов превышает 70 тыс. регистровых тонн, вместимость до 3–4 тыс. пассажиров, экипаж более 1000 чел.