МО́ЛОТ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́ЛОТ, машина ударного действия для обработки давлением металлич. заготовок; ручной инструмент для нанесения ударов при ковке металлов, разбивании камней и др. Действие основано на пластич. деформации за счёт накопленной кинетич. энергии поступательно движущихся частей. Различают М. для ковки (ковочные, или кузнечные), объёмной и листовой штамповки (штамповочные).
Осн. составляющие М.: подвижные (или падающие) части – поршень, шток и баба; шабот (массивное основание); станина с направляющими для подвижных частей; привод и механизмы управления. Инструментом для обработки заготовок в ковочных М. служат гладкие и вырезные бойки и подкладные штампы, в штамповочных – штампы. Верхний боёк или верхняя половина штампа крепится к бабе, нижние – к шаботу. При ударе подвижной части по заготовке, помещённой в нижнем бойке или нижней половине штампа, происходит формообразование изделия. Важный параметр М., определяющий его назначение, – кинетич. энергия подвижных частей или масса падающих частей.
По виду привода М. бывают: паровоздушные, действующие от пара или сжатого воздуха; пневматические, работающие за счёт разрежения и сжатия воздуха, находящегося между рабочим и компрессорным поршнями; механические, подвижные части которых механически связаны с двигателем; гидравлические, приводимые в действие жидкостью высокого давления; высокоскоростные газовые М. (рабочим телом является сжатый газ); М., работающие по циклу двигателя внутр. сгорания (иногда их также относят к газовым), в которых используется энергия смеси паров бензина или горючего газа с воздухом; взрывные; электромагнитные и др. Конструктивные особенности М. обусловлены теми операциями, которые выполняются на М. данного типа. Так, для удобства ведения работ на ковочных М. станина удалена от бойков и не связана с шаботом; у штамповочных шаботных М. шабот связан со станиной, что обеспечивает точное направление бабы при ударе; в бесшаботных М. формообразование заготовки происходит при ударе движущихся навстречу с равными скоростями баб, вследствие чего энергия удара не передаётся на фундамент; у взрывных М. шабот заменён основанием, на котором крепится установка для взрывного штампования; в электромагнитных (бесштамповых) М. индуктивная катушка совмещает функции оборудования и инструмента. Различают М. простого действия (падающие М.) и двойного действия, когда падающие части дополнительно разгоняются (наиболее распространены). Существуют высокоскоростные М. (скорость бабы до 25 м/с вместо 3–6 м/с у обычных М.).
Ручной, или кузнечный, М. обычно изготовляют из ковкого железа с наваренными стальными концами. Один конец (боёк) делают плоским или слегка выпуклым, другой (задок) – клинообразным. В ср. части М. имеется сквозное отверстие для насадки на дерев. рукоять, или молотовище. Малые М., т. н. ручники, которыми можно работать одной рукой, имеют массу 1–2,5 кг; большие ручные М. (кувалды) приводятся в движение обеими руками, их масса, как правило, от 4 до 8 кг. В кузнечно-штамповочном произ-ве используют М. с массой падающих частей до 5–10 т и более. Для подъёма крупных М. служат разл. механизмы. В зависимости от того, на какую часть действует поднимающий М. механизм, различают хвостовой, среднебойный и лобовой М. Помимо осн. назначения, М. применяются для разрушения скальных и мёрзлых грунтов, бетонных и жел.-бетон. конструкций, уплотнения рыхлого грунта, вскрытия асфальтобетонных покрытий, погружения свайных элементов (в т. ч. в качестве сменного рабочего оборудования экскаваторов, стационарных глыборазбивочных установок, погрузчиков, манипуляторов, сваебойных копров).
Историческая справка. Механич. (рычажные) М. с ручным приводом для обработки металлов были известны с 13–14 вв. В нач. 16 в. появились М. с приводом от водяного колеса: среднебойные М. (Германия) и хвостовые М. (Франция, Италия, Великобритания). С сер. 18 в. конструкторами и машиностроителями предпринимались попытки создания М., приводимого в действие энергией пара. В 1784 Дж. Уатт предложил использовать для привода подвижных частей М. паровую машину, снабдив её маховым колесом. Изобретение Уатта не нашло практич. применения из-за устаревшей конструкции кинематич. части механич. М. Первый паровой М. разработан Дж. Несмитом в 1839 (патент 1842). Паровые М., обладающие простотой конструкции, компактностью и существенно большей эффективностью (по сравнению с рычажными), получили широкое распространение в разл. странах; с 1970-х гг. наряду с ними использовались также пневматич. М. В нач. 20 в. в М. стали применять электропривод. В 1940-х гг. появились взрывные М. (СССР), в 1950-х гг. – высокоскоростные газовые М. (сначала в США, затем в Европе).