Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́ЛОТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 696

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МО́ЛОТ, ма­ши­на удар­но­го дей­ст­вия для об­ра­бот­ки дав­ле­ни­ем ме­тал­лич. за­го­то­вок; руч­ной ин­ст­ру­мент для на­не­се­ния уда­ров при ков­ке ме­тал­лов, раз­би­ва­нии кам­ней и др. Дей­ст­вие ос­но­ва­но на пла­стич. де­фор­ма­ции за счёт на­ко­п­лен­ной ки­не­тич. энер­гии по­сту­па­тель­но дви­жу­щих­ся час­тей. Раз­ли­ча­ют М. для ков­ки (ко­воч­ные, или куз­неч­ные), объ­ём­ной и лис­то­вой штам­пов­ки (штам­по­воч­ные).

Осн. со­став­ляю­щие М.: под­виж­ные (или па­даю­щие) час­ти – пор­шень, шток и ба­ба; ша­бот (мас­сив­ное ос­но­ва­ние); ста­ни­на с на­прав­ляю­щи­ми для под­виж­ных час­тей; при­вод и ме­ха­низ­мы управ­ле­ния. Ин­ст­ру­мен­том для об­ра­бот­ки за­го­то­вок в ко­воч­ных М. слу­жат глад­кие и вы­рез­ные бой­ки и под­клад­ные штам­пы, в штам­по­воч­ных – штам­пы. Верх­ний бо­ёк или верх­няя по­ло­ви­на штам­па кре­пит­ся к ба­бе, ниж­ние – к ша­бо­ту. При уда­ре под­виж­ной час­ти по за­го­тов­ке, по­ме­щён­ной в ниж­нем бой­ке или ниж­ней по­ло­ви­не штам­па, про­ис­хо­дит фор­мо­об­ра­зо­ва­ние из­де­лия. Важ­ный па­ра­метр М., оп­ре­де­ляю­щий его на­зна­че­ние, – ки­не­тич. энер­гия под­виж­ных час­тей или мас­са па­даю­щих час­тей.

По ви­ду при­во­да М. бы­ва­ют: па­ро­воз­душ­ные, дей­ст­вую­щие от па­ра или сжа­то­го воз­ду­ха; пнев­ма­ти­че­ские, ра­бо­таю­щие за счёт раз­ре­же­ния и сжа­тия воз­ду­ха, на­хо­дя­ще­го­ся ме­ж­ду ра­бо­чим и ком­прес­сор­ным порш­ня­ми; ме­ха­ни­че­ские, под­виж­ные час­ти ко­то­рых ме­ха­ни­че­ски свя­за­ны с дви­га­те­лем; гид­рав­ли­че­ские, при­во­ди­мые в дей­ст­вие жид­ко­стью вы­со­ко­го дав­ле­ния; вы­со­ко­ско­ро­ст­ные га­зо­вые М. (ра­бо­чим те­лом яв­ля­ет­ся сжа­тый газ); М., ра­бо­таю­щие по цик­лу дви­га­те­ля внутр. сго­ра­ния (ино­гда их так­же от­но­сят к га­зо­вым), в ко­то­рых ис­поль­зу­ет­ся энер­гия сме­си па­ров бен­зи­на или го­рю­че­го га­за с воз­ду­хом; взрыв­ные; элек­тро­маг­нит­ные и др. Кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти М. обу­слов­ле­ны те­ми опе­ра­ция­ми, ко­то­рые вы­пол­ня­ют­ся на М. дан­но­го ти­па. Так, для удоб­ст­ва ве­де­ния ра­бот на ко­воч­ных М. ста­ни­на уда­ле­на от бой­ков и не свя­за­на с ша­бо­том; у штам­по­воч­ных ша­бот­ных М. ша­бот свя­зан со ста­ни­ной, что обес­пе­чи­ва­ет точ­ное на­прав­ле­ние ба­бы при уда­ре; в бес­ша­бот­ных М. фор­мо­об­ра­зо­ва­ние за­го­тов­ки про­ис­хо­дит при уда­ре дви­жу­щих­ся на­встре­чу с рав­ны­ми ско­ро­стя­ми баб, вслед­ст­вие че­го энер­гия уда­ра не пе­ре­да­ёт­ся на фун­да­мент; у взрыв­ных М. ша­бот за­ме­нён ос­но­ва­ни­ем, на ко­то­ром кре­пит­ся ус­та­нов­ка для взрыв­но­го штам­по­ва­ния; в элек­тро­маг­нит­ных (бес­штам­по­вых) М. ин­дук­тив­ная ка­туш­ка со­вме­ща­ет функ­ции обо­ру­до­ва­ния и ин­ст­ру­мен­та. Раз­ли­ча­ют М. про­сто­го дей­ст­вия (па­даю­щие М.) и двой­но­го дей­ст­вия, ко­гда па­даю­щие час­ти до­пол­ни­тель­но раз­го­ня­ют­ся (наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны). Су­ще­ст­ву­ют вы­со­ко­ско­ро­ст­ные М. (ско­рость ба­бы до 25 м/с вме­сто 3–6 м/с у обыч­ных М.).

Руч­ной, или куз­неч­ный, М. обыч­но из­го­тов­ля­ют из ков­ко­го же­ле­за с на­ва­рен­ны­ми сталь­ны­ми кон­ца­ми. Один ко­нец (бо­ёк) де­ла­ют пло­ским или слег­ка вы­пук­лым, дру­гой (за­док) – кли­но­об­раз­ным. В ср. час­ти М. име­ет­ся сквоз­ное от­вер­стие для на­сад­ки на де­рев. ру­ко­ять, или мо­ло­то­ви­ще. Ма­лые М., т. н. руч­ни­ки, ко­то­ры­ми мож­но ра­бо­тать од­ной ру­кой, име­ют мас­су 1–2,5 кг; боль­шие руч­ные М. (ку­вал­ды) при­во­дят­ся в дви­же­ние обеи­ми ру­ка­ми, их мас­са, как пра­ви­ло, от 4 до 8 кг. В куз­неч­но-штам­по­воч­ном про­из-ве ис­поль­зу­ют М. с мас­сой па­даю­щих час­тей до 5–10 т и бо­лее. Для подъ­ё­ма круп­ных М. слу­жат разл. ме­ха­низ­мы. В за­ви­си­мо­сти от то­го, на ка­кую часть дей­ст­ву­ет под­ни­маю­щий М. ме­ха­низм, раз­ли­ча­ют хво­сто­вой, сред­не­бой­ный и ло­бо­вой М. По­ми­мо осн. на­зна­че­ния, М. при­ме­ня­ют­ся для раз­ру­ше­ния скаль­ных и мёрз­лых грун­тов, бе­тон­ных и жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ций, уп­лот­не­ния рых­ло­го грун­та, вскры­тия ас­фаль­то­бе­тон­ных по­кры­тий, по­гру­же­ния свай­ных эле­мен­тов (в т. ч. в ка­че­ст­ве смен­но­го ра­бо­че­го обо­ру­до­ва­ния экс­ка­ва­то­ров, ста­цио­нар­ных глы­бо­раз­би­воч­ных ус­та­но­вок, по­груз­чи­ков, ма­ни­пу­ля­то­ров, свае­бой­ных ко­пров).

Ис­то­ри­че­ская справ­ка. Ме­ха­нич. (ры­чаж­ные) М. с руч­ным при­во­дом для об­ра­бот­ки ме­тал­лов бы­ли из­вест­ны с 13–14 вв. В нач. 16 в. поя­ви­лись М. с при­во­дом от во­дя­но­го ко­ле­са: сред­не­бой­ные М. (Гер­ма­ния) и хво­сто­вые М. (Фран­ция, Ита­лия, Ве­ли­ко­бри­та­ния). С сер. 18 в. кон­ст­рук­то­ра­ми и ма­ши­но­строи­те­ля­ми пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­да­ния М., при­во­ди­мо­го в дей­ст­вие энер­ги­ей па­ра. В 1784 Дж. Уатт пред­ло­жил ис­поль­зо­вать для при­во­да под­виж­ных час­тей М. па­ро­вую ма­ши­ну, снаб­див её ма­хо­вым ко­ле­сом. Изо­бре­те­ние Уат­та не на­шло прак­тич. при­ме­не­ния из-за ус­та­рев­шей кон­ст­рук­ции ки­не­ма­тич. час­ти ме­ха­нич. М. Пер­вый па­ро­вой М. раз­ра­бо­тан Дж. Не­сми­том в 1839 (па­тент 1842). Па­ро­вые М., об­ла­даю­щие про­сто­той кон­ст­рук­ции, ком­пакт­но­стью и су­ще­ст­вен­но боль­шей эф­фек­тив­но­стью (по срав­не­нию с ры­чаж­ны­ми), по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в разл. стра­нах; с 1970-х гг. на­ря­ду с ни­ми ис­поль­зо­ва­лись так­же пнев­ма­тич. М. В нач. 20 в. в М. ста­ли при­ме­нять элек­тро­при­вод. В 1940-х гг. поя­ви­лись взрыв­ные М. (СССР), в 1950-х гг. – вы­со­ко­ско­ро­ст­ные га­зо­вые М. (сна­ча­ла в США, за­тем в Ев­ро­пе).

Лит.: Ла­ман Н. К. Раз­ви­тие тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­лов дав­ле­ни­ем с древ­нейших вре­мен до на­ших дней. М., 1990.

Вернуться к началу