МОЖА́ЙСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОЖА́ЙСКИЙ Александр Фёдорович [9(21).3.1825, Роченсальм Выборгской губ., ныне Котка, Финляндия – 20.3(1.4).1890, С.-Петербург], рос. воен.-мор. деятель, изобретатель, один из пионеров авиации. Родился в семье мор. офицера, адм. рус. флота Ф. Т. Можайского. Окончил Мор. кадетский корпус (1841); в 1841–63 и 1879–82 служил в воен.-мор. флоте, в 1863–79 в гражд. ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 вышел в отставку в чине ген.-м. (с 1886 контр-адм.).
С 1856 М. исследовал возможности создания ЛА тяжелее воздуха: изучал полёт птиц, возд. змеев. В 1876 совершил первые в мире полёты на буксируемом змее. В 1876–1877 с успехом демонстрировал полёты моделей самолётов с неподвижным (относительно корпуса) крылом, приводимых в действие часовой пружиной. 23.3.1878 подал в Воен. мин-во проект натурного самолёта, который комиссия отклонила, указав в т. ч. на недостаточную мощность силовой установки. 3(15).11.1881 [по заявке от 4(16).6.1880] М. получил первый в России патент на ЛА. Летом 1882 приступил к постройке самолёта в Красном Селе, под С.-Петербургом. Летом 1883 М. завершил сборку самолёта. Самолёт представлял собой моноплан дерев. конструкции массой ок. 934 кг с расчётной скоростью полёта до 40 км/ч; состоял из фюзеляжа-лодки длиной 14,6 м; двух паровых машин мощностью 20 и 10 л. с. (14,9 и 7,46 кВт) с водотрубным котлом и холодильником к ним; трёх винтов одного диаметра; крыльев, каждое длиной 10,7 м; хвоста, который поднимался и опускался и служил для изменения направления полёта по вертикали; четырёхколёсного шасси. Во 2-й пол. июля 1885 (по др. данным, в начале осени 1884) попытка полёта окончилась неудачно. Летательный аппарат М. представляет интерес как одна из первых практич. попыток построить самолёт, пилотируемый человеком.