Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МНОГОТО́ПЛИВНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 549

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Цанев

МНОГОТО́ПЛИВНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ, дви­га­тель внутр. сго­ра­ния, ко­то­рый мо­жет ра­бо­тать на разл. то­п­ли­вах в диа­па­зо­не от сы­рой неф­ти до вы­со­ко­ок­та­но­во­го авиац. бен­зи­на и ке­ро­си­на (порш­не­вой М. д.) или в га­зо­ди­зель­ном (га­зо­неф­тя­ном) цик­ле на при­род­ном ли­бо по­пут­ном га­зе, ма­зу­те и сы­рой неф­ти (га­зо­тур­бин­ный М. д.). Соз­да­ние М. д. бы­ло свя­за­но с не­об­хо­ди­мо­стью обес­пе­че­ния во­ен. тех­ни­ки (тан­ков и др.) уни­вер­саль­ным то­п­ли­вом в по­ле­вых ус­ло­ви­ях. Пер­вые М. д. на ба­зе кар­бю­ра­тор­ных дви­га­те­лей поя­ви­лись в 1930-х гг. в Гер­ма­нии; в 1940-е гг. по­лу­чи­ли раз­ви­тие М. д., по­стро­ен­ные на ба­зе ав­то­мо­биль­ных ди­зель­ных дви­га­те­лей, в ко­то­рых при пе­ре­хо­де с од­но­го то­п­ли­ва на дру­гое ус­та­нав­ли­вал­ся оди­на­ко­вый рас­ход то­п­ли­ва по мас­се, тем са­мым со­хра­ня­лась та же мощ­ность дви­га­те­ля. В совр. М. д. спо­соб­ность ра­бо­тать на не­сколь­ких ви­дах то­п­ли­ва дос­ти­га­ет­ся вклю­че­ни­ем в то­п­лив­ную сис­те­му ком­пь­ю­те­ра, ко­то­рый под­би­ра­ет ре­жим ра­бо­ты дви­га­те­ля в за­ви­си­мо­сти от свойств то­п­ли­ва. М. д. при­ме­ня­ют в во­ен. тех­ни­ке, на ав­то­мо­би­лях, су­дах, ТЭС и др.

Вернуться к началу