Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МНОГОКРА́СОЧНАЯ ПЕЧА́ТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 543

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Стефанов

МНОГОКРА́СОЧНАЯ ПЕЧА́ТЬ, по­ли­гра­фич. вос­про­из­ве­де­ние изо­бра­же­ний ори­ги­на­ла на от­тис­ке (от­пе­чат­ке) дву­мя и бо­лее кра­ся­щи­ми ве­ще­ст­ва­ми (крас­ка­ми, чер­ни­ла­ми). М. п. мо­жет быть штри­хо­вая (гра­фи­ка, диа­грам­мы, чер­те­жи), рас­тро­вая (фо­то­гра­фии, ак­ва­рель, жи­во­пись) или ком­би­ни­ро­ван­ная (ка­ран­даш­ные ри­сун­ки с по­лу­то­на­ми, рас­ту­шёв­ка, вит­ра­жи). Раз­ли­ча­ют два ви­да М. п.: пе­чать отд. уча­ст­ков крас­ка­ми раз­ных цве­тов без на­ло­же­ния фраг­мен­тов друг на дру­га; пе­чать с на­ло­же­ни­ем друг на дру­га и со­вме­ще­ни­ем изо­бра­же­ний кра­сок раз­но­го цве­та (три­ад­ная пе­чать), напр., при вос­про­из­ве­де­нии цвет­ных фо­то­гра­фий в пе­чат­ной про­дук­ции.

В пер­вом слу­чае при­ме­ня­ют, как пра­ви­ло, крас­ки из ка­та­ло­га Pantone (при­ня­тый стан­дарт в по­ли­гра­фии – сис­те­ма шкал цве­то­во­го ох­ва­та). При пан­тон­ной пе­ча­ти ка­ж­дый цвет изо­бра­же­ния (вы­би­ра­ет­ся и за­да­ёт­ся по шка­ле Panto­ne) пе­ча­та­ет­ся крас­кой со­от­вет­ст­вую­ще­го от­тен­ка. Та­ким спо­со­бом, обыч­но ис­поль­зуя од­ну, две или три крас­ки, пе­ча­та­ют тех­нич. жур­на­лы, бро­шю­ры, га­зе­ты, блан­ки, ви­зит­ные кар­точ­ки и др.

Вто­рой спо­соб ос­но­ван на том, что лю­бой цвет и мно­го­цвет­ное изо­бра­же­ние мо­гут быть по­лу­че­ны с по­мо­щью трёх кра­сок (ба­зо­вая М. п.). При ба­зо­вой (три­ад­ной) пе­ча­ти ис­поль­зу­ют го­лу­бую (Cyan), пур­пур­ную (Magenta), жёл­тую (Yellow) крас­ки с до­бав­ле­ни­ем кор­рек­ти­рую­щей чёр­ной (blacK) – CMYK. Для син­те­за цве­та на от­тис­ке для ка­ж­дой CMYK-крас­ки из­го­тав­ли­ва­ют отд. пе­чат­ную фор­му с изо­бра­же­ни­ем, со­стоя­щим из мел­ких (не ви­ди­мых гла­зом) рас­тро­вых эле­мен­тов, оп­ре­де­ляю­щих ко­ли­че­ст­во крас­ки со­от­вет­ст­вую­ще­го цве­та. В пе­чат­ной фор­ме пло­щадь, за­ни­мае­мая рас­тро­вы­ми эле­мен­та­ми, оп­ре­де­ля­ет­ся со­дер­жа­ни­ем дан­но­го цве­та изо­бра­же­ния ори­ги­на­ла. Про­цесс «рас­слое­ния» изо­бра­же­ния ори­ги­на­ла на отд. цве­та – цве­то­де­ле­ние про­во­дят до из­го­тов­ле­ния пе­чат­ной фор­мы или во вре­мя её из­го­тов­ле­ния. Напр., пе­чат­ная фор­ма для жёл­той крас­ки со­дер­жит рас­тро­вые эле­мен­ты для уча­ст­ков ори­ги­на­ла жёл­то­го, зе­лё­но­го, крас­но­го и чёр­но­го цве­та. По­сле­до­ва­тель­но пе­ре­но­ся изо­бра­же­ния с ка­ж­дой пе­чат­ной фор­мы на один и тот же лист бу­ма­ги, со­вме­щая все изо­бра­же­ния, по­лу­ча­ют цвет­ное изо­бра­же­ние на от­тис­ке. При этом на за­пе­ча­ты­вае­мом ма­те­риа­ле вос­про­из­во­дит­ся поч­ти всё мно­го­об­ра­зие цве­тов ори­ги­на­ла. Пре­иму­ще­ст­ва трёх­цвет­но­го син­те­за за­клю­ча­ют­ся в ис­поль­зо­ва­нии ми­ни­му­ма цве­тов, воз­мож­но­сти управ­лять про­цес­сом син­те­за и ка­че­ст­вом ре­про­дук­ции. Ес­ли при вос­про­из­ве­де­нии изо­бра­же­ния осн. на­бор кра­сок не обес­пе­чи­ва­ет тре­буе­мый цвет, ис­поль­зу­ют до­пол­нит. крас­ки: ино­гда шесть (гек­са­хром – го­лу­бая, пур­пур­ная, жёл­тая, си­няя, крас­ная или зе­лё­ная и чёр­ная) или семь (Hi-Fi – го­лу­бая, пур­пур­ная, жёл­тая, си­няя, крас­ная, зе­лё­ная и чёр­ная) и бо­лее кра­сок. М. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на од­но­кра­соч­ных, двух­кра­соч­ных или мно­го­кра­соч­ных пе­чат­ных ма­ши­нах, аг­ре­га­тах, прин­те­рах и мно­жи­тель­ных ап­па­ра­тах с ис­поль­зо­ва­ни­ем пе­чат­ных тех­но­ло­гий че­ты­рёх спо­со­бов пе­ча­ти – вы­со­кой, пло­ской, глу­бо­кой и тра­фа­рет­ной (см. Пе­чат­ное обо­ру­до­ва­ние).

Лит.: Ай­риг С., Ай­риг Э. Под­го­тов­ка циф­ро­вых изо­бра­же­ний для пе­ча­ти. Минск, 1997; Сте­фа­нов С. И., Ти­хо­нов ВИ. Цвет ready-made, или Тео­рия и прак­ти­ка цве­та. М., 2006; Сте­фа­нов С. И. По­ли­гра­фия от А до Я: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2009; он же. По­ли­гра­фия и тех­но­ло­гии пе­ча­ти. М., 2009.

Вернуться к началу