Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОЗИ́НО-ЛОЗИ́НСКИЙ ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 756

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Легостаев

ЛОЗИ́НО-ЛОЗИ́НСКИЙ Глеб Ев­гень­е­вич (25.12.1909, Ки­ев – 28.11.2001, Мо­ск­ва), рос. авиа­кон­ст­рук­тор, спе­циа­лист в об­лас­ти про­ек­ти­ро­ва­ния са­мо­лё­тов и мно­го­ра­зо­вых кос­мич. транс­порт­ных сис­тем, Ге­рой Соц. Тру­да (1975). Окон­чил Харь­ков­ский ме­ха­ни­ко-ма­ши­но­стро­ит. ин-т (1930); ра­бо­тал на Харь­ков­ском тур­бо­ге­не­ра­тор­ном за­во­де (уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке пер­вой отеч. па­ро­вой кон­ден­са­ци­он­ной тур­би­ны боль­шой мощ­но­сти). В авиац. пром-сти с 1932; в Харь­ков­ском авиац. ин-те соз­дал па­ро­тур­бин­ный дви­га­тель для тя­жё­ло­го бом­бар­ди­ров­щи­ка КБ А. Н. Ту­по­ле­ва, про­ек­ти­ро­вал разл. ва­ри­ан­ты ре­ак­тив­ных га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей. С 1941 в КБ А. И. Ми­коя­на. В 1943–45 раз­ра­бо­тал си­ло­вую ус­та­нов­ку с порш­не­вым дви­га­те­лем и фор­саж­ной ка­ме­рой, ко­то­рая по­зво­ли­ла уве­ли­чить тя­гу дви­га­те­ля на 30%; ра­бо­тал над ос­вое­ни­ем но­вых ти­пов дви­га­те­лей и ме­то­дов их рас­чё­та, в т. ч. ком­би­ни­ро­ван­ных (порш­не­вые + воз­душ­но-ре­ак­тив­ные) и га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми; при его не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии на­ла­же­но се­рий­ное про­из-во са­мо­лё­тов с тур­бо­ре­ак­тив­ны­ми дви­га­те­ля­ми. В 1965 в ОКБ Ми­коя­на бы­ла на­ча­та раз­ра­бот­ка двух­сту­пен­ча­той кры­ла­той мно­го­ра­зо­вой авиац.-кос­мич. сис­те­мы «Спи­раль» (в 1966 Л.-Л. на­зна­чен гл. кон­ст­рук­то­ром сис­те­мы), со­стоя­щей из ор­би­таль­но­го са­мо­лё­та (ОС), ко­то­рый дол­жен был вы­во­дить­ся в кос­мос ги­пер­зву­ко­вым са­мо­лё­том-раз­гон­щи­ком (обыч­но M>5, где М – Ма­ха чис­ло), а за­тем ра­кет­ной сту­пе­нью на ор­би­ту (в 1971 ра­бо­ты пре­кра­ще­ны). В 1971 на­зна­чен гл. кон­ст­рук­то­ром по раз­ра­бот­ке сверх­зву­ко­во­го са­мо­лё­та-пе­ре­хват­чи­ка МиГ-31.

В 1976–92 ге­не­раль­ный ди­рек­тор и гл. кон­ст­рук­тор НПО «Мол­ния»; с 1993 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор. С нач. 1980-х гг. под рук. Л.-Л. ве­лась раз­ра­бот­ка мно­го­це­ле­вой авиац.-кос­мич. сис­те­мы (МАКС) – двух­сту­пен­ча­то­го ком­плек­са, со­стоя­ще­го из са­мо­лё­та-но­си­те­ля (на ба­зе Ан-225 «Мрия»), на ко­то­ром ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ОС – пи­ло­ти­руе­мый или бес­пи­лот­ный. Под рук. Л.-Л. соз­дан мно­го­ра­зо­вый ор­би­таль­ный ко­рабль «Бу­ран».

Ле­нин­ская пр. (1962), Гос. пр. СССР (1950, 1952), Ме­ж­ду­нар. пре­мии им. Э. Зен­ге­ра и им. В. фон Брау­на (обе 1993). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1957, 1975, 1989).

Вернуться к началу