Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНЁВРЕННОСТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 753

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Ловцов

МАНЁВРЕННОСТЬ (франц. manœuvrer – при­во­дить в дви­же­ние, от лат. manu ope­ror – ра­бо­тать ру­ка­ми) транс­порт­но­го сред­ст­ва, спо­соб­ность из­ме­нять своё по­ло­же­ние в про­стран­ст­ве или па­ра­мет­ры дви­же­ния (ско­рость, на­прав­ле­ние) за оп­ре­де­лён­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни и с наи­мень­шим ра­диу­сом по­во­ро­та. Ко­ли­че­ст­вен­но оце­ни­ва­ет­ся мак­си­маль­но дос­ти­жи­мой ско­ро­стью из­ме­не­ния ука­зан­ных па­ра­мет­ров. Осн. по­ка­за­те­ли М. за­ви­сят от ви­да рас­смат­ри­вае­мо­го транс­порт­но­го сред­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с раз­ли­чи­ем предъ­яв­ляе­мых тех­нич. тре­бо­ва­ний. Так, М. ав­то­мо­би­ля оп­ре­де­ля­ет его воз­мож­но­сти для объ­ез­да пре­пят­ст­вий, пе­ре­строе­ния в ря­дах дви­же­ния, вы­пол­не­ния по­во­ро­тов и раз­во­ро­тов, пар­ков­ки ав­то­мо­би­ля в стес­нён­ных ус­ло­ви­ях и т. п. Осн. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми М. ав­то­мо­би­лей яв­ля­ют­ся внеш­ний и внутр. га­ба­рит­ные ра­диу­сы по­во­ро­та, по­во­рот­ная по­ло­са дви­же­ния по сле­ду ко­лёс и га­ба­рит­ная по­ло­са дви­же­ния. М. ле­та­тель­ных и кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов ха­рак­те­ри­зу­ют уг­ло­вы­ми ско­ро­стя­ми по­во­ро­та от­но­си­тель­но цен­тра масс, ус­ко­ре­ни­ем при раз­го­не и тор­мо­же­нии в го­ри­зон­таль­ном по­лё­те, ско­ро­подъ­ём­но­стью (ско­ро­стью на­бо­ра вы­со­ты), уг­ло­вой ско­ро­стью и ми­ним. ра­диу­сом раз­во­ро­та (ви­ра­жа) в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти. При вы­пол­не­нии бое­вых за­дач вы­со­кая М. да­ёт воз­мож­ность ЛА за­нять так­ти­че­ски вы­год­ное по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к ЛА про­тив­ни­ка или ук­ло­нить­ся от ата­ки. Для спор­тив­ных са­мо­лё­тов М. по­зво­ля­ет по­вы­сить ка­че­ст­во вы­пол­не­ния фи­гур пи­ло­та­жа. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет М. для КА, по­сколь­ку их дви­же­ние про­ис­хо­дит со сверх­вы­со­ки­ми (кос­ми­че­ски­ми) ско­ро­стя­ми, а опе­ра­ции вы­хо­да на за­дан­ную тра­ек­то­рию, сбли­же­ния и сты­ков­ки тре­бу­ют осо­бой точ­но­сти и бы­ст­ро­дей­ст­вия. М. суд­на (в т. ч. под­вод­но­го) долж­на обес­пе­чи­вать безо­пас­ность пла­ва­ния и ре­ше­ние экс­плуа­тац. за­дач (швар­тов­ки, по­ста­нов­ки на якорь и сня­тия с яко­ря, шлю­зо­ва­ния, до­ко­ва­ния, пла­ва­ния в стес­нён­ных ус­ло­ви­ях и др.); ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бы­ст­ро­той из­ме­не­ния ско­ро­сти суд­на, управ­ляе­мо­стью и инер­ци­он­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми (вре­ме­нем и рас­стоя­ни­ем, не­об­хо­ди­мы­ми суд­ну для ос­та­нов­ки или при­об­ре­те­ния др. за­дан­ной ско­ро­сти по­сле ос­та­нов­ки ли­бо из­ме­не­ния ре­жи­ма ра­бо­ты дви­жи­те­лей).

Вернуться к началу