Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАГНИ́ТНЫЙ ПОДВЕ́С

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 383

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. П. Киселёв

МАГНИ́ТНЫЙ ПОДВЕ́С (маг­нит­ное под­ве­ши­ва­ние), бес­кон­такт­ное под­ве­ши­ва­ние, обес­пе­чи­ваю­щее дей­ст­вие транс­порт­но­го сред­ст­ва и его пе­ре­дви­же­ние вдоль пу­те­про­во­да. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия маг­нит­ных по­лей, соз­да­вае­мых на хо­до­вой час­ти транс­порт­но­го сред­ст­ва и в пу­те­вой струк­ту­ре. Для про­клад­ки пу­ти стро­ят спец. пу­те­вую струк­ту­ру, в ко­то­рой ук­ла­ды­ва­ет­ся раз­вёр­ну­тая об­мот­ка ли­ней­но­го элек­тро­дви­га­те­ля. Для по­ез­дов с М. п. пу­те­про­вод про­кла­ды­ва­ет­ся по по­верх­но­сти зем­ли или на эс­та­ка­дах. Ис­точ­ни­ком маг­нит­ных по­лей мо­гут быть по­сто­ян­ные маг­ни­ты, удер­жи­ваю­щие транс­порт­ное сред­ст­во над пу­те­про­во­дом бла­го­да­ря си­лам от­тал­ки­ва­ния, воз­ни­каю­щим ме­ж­ду од­но­им. по­лю­са­ми маг­ни­тов, рас­по­ло­жен­ных на под­виж­ном со­ста­ве и в пу­те­про­во­де. При от­тал­ки­ва­нии соз­да­ёт­ся за­зор, т. н. возд. по­душ­ка, на ко­то­рую как бы опи­ра­ет­ся по­езд. При при­ме­не­нии элек­тро­маг­ни­тов, за­кре­п­лён­ных на под­виж­ном со­ста­ве и в на­прав­ляю­щем рель­се, рас­по­ло­жен­ном под эс­та­ка­дой, в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия маг­нит­ных по­лей по­езд удер­жи­ва­ет­ся и дви­га­ет­ся под пу­те­про­во­дом, на­хо­дясь в под­ве­шен­ном со­стоя­нии. За­зор ме­ж­ду пу­те­про­во­дом и хо­до­вой ча­стью по­ез­да со­став­ля­ет от 10 до 300 мм, за­ви­сит от ис­точ­ни­ка маг­нит­но­го по­ля и на­прав­ле­ния взаи­мо­дей­ст­вую­щих сил. В этих сис­те­мах воз­мож­но так­же ис­поль­зо­ва­ние сверх­про­во­дя­щих маг­ни­тов. В по­ез­дах с М. п. от­сут­ст­ву­ют вра­щаю­щие­ся час­ти и ме­ха­нич. пе­ре­дачи, что де­ла­ет их на­дёж­ны­ми в экс­плуа­та­ции, по­вы­ша­ет кпд и уве­ли­чи­ва­ет ре­сурс ра­бо­ты. Та­кие сис­те­мы, на­зы­вае­мые ле­ви­ти­рую­щи­ми (па­ря­щи­ми), мо­гут обес­пе­чи­вать ско­ро­ст­ное дви­же­ние по­ез­дов (см. Вы­со­ко­ско­ро­ст­ной на­зем­ный транс­порт). Од­ной из пер­спек­тив­ных счи­та­ет­ся сис­те­ма ле­ви­ти­рую­ще­го транс­пор­та «маг­лев» (от англ. magnetic levi­tation – по­езд на маг­нит­ном под­ве­се, дви­жи­мый и управ­ляе­мый маг­нит­ны­ми си­ла­ми), ко­то­рая ра­бо­та­ет поч­ти бес­шум­но, яв­ля­ет­ся наи­бо­лее эко­ло­ги­че­ски чис­той. Су­ще­ст­ву­ют про­ек­ты с рас­по­ло­же­ни­ем эле­мен­тов до­ро­ги ме­ж­ду рель­са­ми обыч­но­го ж.-д. пу­ти. Раз­ра­бот­ки ле­ви­ти­рую­щих транс­порт­ных средств ве­дут­ся в ря­де стран (Япо­ния, США) с 1960-х гг. В 2007 опыт­ная ле­ви­ти­рую­щая плат­фор­ма на ис­пы­та­ни­ях в Ка­ли­фор­нии (США) дос­тиг­ла ско­ро­сти 500 км/ч.

Лит.: Транс­порт с маг­нит­ным под­ве­сом / Под ред. В. И. Бо­ча­ро­ва, В. Д. На­гор­ско­го. М., 1991.

Вернуться к началу