ЛИ́ПГАРТ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́ПГАРТ Андрей Александрович [4(16).6.1898, Москва – 20.3.1980, там же], рос. конструктор в области автомобилестроения, засл. деят. науки и техники РСФСР (1958). Окончил МВТУ (ныне МГТУ) им. Н. Э. Баумана. В 1925–33 работал в Центр. н.-и. автомобильном и автомоторном ин-те (НАМИ), участвовал в создании первых сов. автомобилей (легкового НАМИ-1, трёхосного грузового автомобиля прототипа ГАЗ-ААА, первого сов. троллейбуса и др.). В 1933–51 гл. конструктор Горьковского автозавода (ГАЗ). Л. руководил разработкой и выпуском легковых (ГАЗ-М1, ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ» и др.) и грузовых автомобилей (ГАЗ-51, ГАЗ-63), а также в 1941–45 автомобилей ГАЗ-64 и БА-64 (совм. с В. А. Грачёвым) и лёгких танков Т-60 и Т-70 (совм. с Н. А. Астровым, А. М. Кригером и др.). В 1953–73 Л. зав. кафедрой «Колёсные машины» в МВТУ [базовая кафедра по машинам высокой проходимости; д-р технич. наук (1960)], одновременно гл. конструктор, затем зам. директора по науч.-эксперим. работе НАМИ. Под рук. Л. были проведены работы, определившие технич. политику и перспективы развития отеч. автомобильной пром-сти (проектирование перспективных типажей отеч. автомобилей и двигателей 1950–60-х гг., создание семейства мощных V-образных четырёхтактных дизелей для Ярославского моторного завода и карбюраторного двигателя с возд. охлаждением для легковых автомобилей «Запорожец», разработка грузового трёхосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода и др.). С 1954 чл. Учёного совета Лаборатории двигателей АН СССР. Осн. труды по теории, расчёту и конструкции автомобилей и двигателей. Гос. пр. СССР (1942, 1943, 1947, 1950, 1951). Награждён 3 орденами Ленина.