Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́ВОЧКИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 549

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛА́ВОЧКИН Се­мён Алек­сее­вич (Ай­зи­ко­вич) [29.8(11.9).1900, Смо­ленск – 9.6.1960, по­ли­гон Са­ры­ша­ган (Ка­зах­ская ССР), по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, чл.-корр. АН СССР (1958), ген.-май­ор инж.-авиац. служ­бы (1944), два­ж­ды Ге­рой Соц. Тру­да (1943, 1956). Окон­чил МВТУ (1927). Ра­бо­тал в ря­де са­мо­лё­то­строит. КБ, за­тем в Гл. управ­ле­нии авиац. пром-сти. С 1939 гл. кон­ст­рук­тор, ру­ко­во­ди­тель КБ в г. Хим­ки, с 1956 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор ОКБ (ны­не НПО им. С. А. Ла­воч­ки­на). Под его ру­ко­во­дством в 1940–44 соз­да­ны ис­тре­би­те­ли ЛаГГ-3 (совм. с М. И. Гуд­ко­вым и В. П. Гор­бу­но­вым), Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, имев­шие вы­со­кие бое­вые ка­че­ст­ва и сыг­рав­шие боль­шую роль в Вел. Отеч. вой­не. При их раз­работ­ке Л. ра­цио­наль­но со­че­тал де­рев. кон­ст­рук­цию пла­нё­ра (при­ме­нив осо­бо проч­ный ма­те­ри­ал – дель­та-дре­ве­си­ну) с на­дёж­ным порш­не­вым дви­га­те­лем, имев­шим вы­со­кие тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки в ши­ро­ком диа­па­зо­не вы­сот по­лё­та (напр., АШ-82ФН, фор­си­ро­ван­ный с не­по­сред­ст­вен­ным впры­ском, мощ­но­стью 1360 кВт, кон­ст­рук­тор А. Д. Шве­цов). Ком­по­нов­ка са­мо­лё­тов Ла-5 (и их мо­ди­фи­ка­ций), Ла-7 обес­пе­чи­ва­ла на­дёж­ную за­щи­ту лёт­чи­ка в пе­ред­ней по­лу­сфе­ре об­стре­ла. В по­сле­во­ен­ные го­ды соз­да­ны се­рий­ные и экс­пе­рим. ис­тре­би­те­ли, в т. ч.: Ла-160 (1947) – пер­вый отеч. са­мо­лёт со стре­ло­вид­ным кры­лом; Ла-176 (1948), на ко­то­ром впер­вые в СССР бы­ла дос­тиг­ну­та ско­рость по­лё­та, рав­ная ско­ро­сти зву­ка; все­по­год­ный двух­ме­ст­ный ис­тре­би­тель с мощ­ной ра­дио­ло­ка­ци­он­ной стан­ци­ей на бор­ту Ла-200 (1949); сверх­зву­ко­вой ис­тре­би­тель Ла-190 (1951) и др. Ис­тре­би­тель Ла-15 (1948), вы­пу­щен­ный ма­лой се­ри­ей (500 ма­шин), стал по­след­ним се­рий­ным са­мо­лё­том Л. В 1950–54 под рук. Л. раз­ра­бо­тан бес­пи­лот­ный са­мо­лёт-ми­шень Ла-17 (с мо­ди­фи­ка­ция­ми вы­пус­кал­ся до 1993), при­ме­нял­ся его раз­ве­ды­ва­тель­ный ва­ри­ант в ка­че­ст­ве бес­пи­лот­но­го фрон­то­во­го фо­то­раз­вед­чи­ка (про­об­раз совр. бес­пи­лот­ных раз­ве­ды­ва­тель­ных ЛА).

Под рук. Л. соз­дан ряд об­раз­цов ра­кет­ной тех­ни­ки: пер­вая отеч. сис­те­ма ПВО с зе­нит­ны­ми управ­ляе­мы­ми ра­кета­ми (ста­цио­нар­ная зе­нит­но-ра­кет­ная сис­те­ма С-25 «Бер­кут», при­ня­та на воо­ру­же­ние в 1955) для обо­ро­ны Мо­ск­вы от средств возд. на­па­де­ния про­тив­ни­ка; в 1957–60 ис­пы­та­на меж­кон­ти­нен­таль­ная сверх­зву­ко­вая стра­те­гич. КР «Бу­ря» («из­де­лие 350», Ла-350) – пер­вый в СССР ап­па­рат, спо­соб­ный к дли­тель­но­му по­лё­ту в ат­мо­сфе­ре со ско­ро­стью до 3817 км/ч. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1948). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1941, 1943, 1950). Брон­зо­вый бюст Л. ус­та­нов­лен в Смо­лен­ске.

Лит.: Ас­та­шен­ков П. Т. Дерз­кие стар­ты. М., 1976; Бе­ля­ев И. Н. На служ­бе Оте­че­ст­ву. М., 1988; он же. Честь и сла­ва – по тру­ду. Смо­ленск, 1991; Яку­бо­вич Н. В. Ис­тре­би­те­ли Ла­воч­ки­на. Сло­мав­шие хре­бет Люфт­ваф­фе. М., 2008.

Вернуться к началу