ЛА́ВОЧКИН
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́ВОЧКИН Семён Алексеевич (Айзикович) [29.8(11.9).1900, Смоленск – 9.6.1960, полигон Сарышаган (Казахская ССР), похоронен в Москве], рос. авиаконструктор, чл.-корр. АН СССР (1958), ген.-майор инж.-авиац. службы (1944), дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956). Окончил МВТУ (1927). Работал в ряде самолётостроит. КБ, затем в Гл. управлении авиац. пром-сти. С 1939 гл. конструктор, руководитель КБ в г. Химки, с 1956 генеральный конструктор ОКБ (ныне НПО им. С. А. Лавочкина). Под его руководством в 1940–44 созданы истребители ЛаГГ-3 (совм. с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым), Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в Вел. Отеч. войне. При их разработке Л. рационально сочетал дерев. конструкцию планёра (применив особо прочный материал – дельта-древесину) с надёжным поршневым двигателем, имевшим высокие технич. характеристики в широком диапазоне высот полёта (напр., АШ-82ФН, форсированный с непосредственным впрыском, мощностью 1360 кВт, конструктор А. Д. Швецов). Компоновка самолётов Ла-5 (и их модификаций), Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. В послевоенные годы созданы серийные и эксперим. истребители, в т. ч.: Ла-160 (1947) – первый отеч. самолёт со стреловидным крылом; Ла-176 (1948), на котором впервые в СССР была достигнута скорость полёта, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200 (1949); сверхзвуковой истребитель Ла-190 (1951) и др. Истребитель Ла-15 (1948), выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолётом Л. В 1950–54 под рук. Л. разработан беспилотный самолёт-мишень Ла-17 (с модификациями выпускался до 1993), применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз совр. беспилотных разведывательных ЛА).
Под рук. Л. создан ряд образцов ракетной техники: первая отеч. система ПВО с зенитными управляемыми ракетами (стационарная зенитно-ракетная система С-25 «Беркут», принята на вооружение в 1955) для обороны Москвы от средств возд. нападения противника; в 1957–60 испытана межконтинентальная сверхзвуковая стратегич. КР «Буря» («изделие 350», Ла-350) – первый в СССР аппарат, способный к длительному полёту в атмосфере со скоростью до 3817 км/ч. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён орденами Ленина (1941, 1943, 1950). Бронзовый бюст Л. установлен в Смоленске.