КУ́ЗОВ АВТОМОБИ́ЛЯ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́ЗОВ АВТОМОБИ́ЛЯ, конструктивная часть автомобиля, служащая для размещения водителя, пассажиров, перевозимого груза или спец. оборудования. В состав К. а. входят также капот, крылья, облицовки радиатора, подножки и ряд узлов и агрегатов (внешние световые приборы, системы климат-контроля, устройства безопасности и др.). К. а. может выполнять функции несущей системы автомобиля (несущий кузов) или крепиться к несущей раме.
Кузов легкового автомобиля
Обычно является несущим; состоит из отд. панелей, соединённых между собой. Осн. материал – сталь, с кон. 20 в. всё шире применяют композиц. материалы. Снаружи К. а. защищают энергопоглощающие бамперы. Подразделяются на неск. типов (в зависимости от общей компоновочной схемы автомобиля и числа пассажирских мест), перечень которых (несмотря на некоторые разночтения) един для большинства стран, в т. ч. и РФ.
Седан (в Великобритании и Японии Saloon, в немецкоязычных странах Limousine) – закрытый трёхобъёмный (один объём для двигателя, второй для пассажиров, третий для багажа) К. а. с четырьмя (реже с двумя или с шестью) дверями и с двумя (иногда с тремя) рядами сидений; осн. тип легкового К. а. (рис., а). Если часть крыши седана открывается над задним сиденьем – это ландо, если над передним – брогам, при съёмной середине крыши – тарга. При полностью открывающемся мягком тенте К. а. называется кабриолетом; при снимаемом жёстком – кабриолетом-хардтопом. Если при мягком тенте боковые окна и стойки являются съёмными, а не опускающимися – это фаэтон. Его разновидность – фаэтон-универсал – грузопассажирский К. а. со складной по всей длине крышей и съёмными боковыми окнами (характерен для некоторых автомобилей повышенной проходимости). При наличии жёсткой или убирающейся перегородки, отделяющей водителя от пассажиров, К. а. называется лимузином.
Купе – двухдверный двухместный закрытый К. а., обычно с глухими (неопускающимися) задними боковыми окнами. Такой же открытый К. а. с мягким складывающимся тентом называется родстером.
Универсал (в США Station Wagon, или Wagon; в Великобритании Estate; в немецкоязычных странах Kombi) – закрытый двухобъёмный (один объём для двигателя, второй – для пассажиров и багажа) грузопассажирский К. а. с багажным отделением, размещённым за спинкой заднего сиденья (рис., б). Большинство универсалов технически выполнены на основе седанов, крыша кузова которых в задней части продлена и багажник объединён с пассажирским салоном, благодаря чему багажник имеет больший объём, чем у седана. Мн. универсалы обладают возможностью трансформации задней части К. а. путём складывания всех рядов сидений, кроме первого. При отсутствии задних окон универсал называется фургоном; если сзади кабины водителя устраивается грузовая платформа – это пикап.
Хэтчбек (в СССР – комби) – двухобъёмный автомобиль с задней багажной дверью и, как правило, покатой линией крыши (рис., в); от универсала отличается длиной заднего свеса – у хэтчбека он короткий, а у универсала такой же, как у базового седана, или длиннее.
Мини-вэн – однообъёмный (бескапотный) К. а. с двумя-тремя рядами сидений (рис., г); нечто среднее между легковым автомобилем и микроавтобусом.
Кузов грузового автомобиля
Включает в себя кабину, собственно К. (платформа, фургон, цистерна и т. п.) и оперение (крылья, капот, подножки). Кабины обычно цельнометаллические, двух- и многоместные. Кабины магистральных тягачей, совершающих дальние рейсы, как правило, оборудуются и спальными местами. К. а. устанавливают на несущей раме автомобиля, для крепления кабины используют упругие элементы, обеспечивающие необходимые комфортные условия на рабочем месте водителя. Различают К. а. универсальные (грузовую платформу или фургон для перевозки различных по форме и размерам грузов) и специализированные (самосвалы для сыпучих грузов, изотермич. К. а. для продуктов, цистерны и т. п.).
Кузов автобуса
Его обычно делают закрытым; чаще всего он выполняется несущим, каркасной конструкции «вагонного» типа. Снаружи и изнутри к каркасу крепится облицовка в виде металлич. (реже из композиц. материалов) панелей.
Тенденции развития К. а.: снижение массы (в т. ч. путём применения новых материалов), придание обтекаемой формы, повышение удобств для пассажиров, улучшение использования габаритов автомобиля и др.