КОРМА́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРМА́ судна, задняя оконечность корпуса судна. Форма погружённой части К. оказывает влияние на сопротивление воды движению судна (при недостаточном заострении К. сопротивление воды возрастает), эффективность работы движителей, управляемость судна и его устойчивость на курсе. Полнота кормовой оконечности в надводной части судна, а также форма и размеры палубы определяются из условий размещения на палубе и в кормовом отсеке (ахтерпике) элементов рулевого, кормового якорного, буксирного и швартовного устройств судна.
Форма К. водоизмещающих судов в значит. мере зависит от типа и количества движителей. У мор. судов различают К. обыкновенную (эллиптическую) со свесом над водой (подзором) для защиты руля от ударов, крейсерскую (характеризуется более протяжённым, частично погружённым в воду свесом) и транцевую (с плоским срезом). У одновинтовых мор. судов в ахтерштевне делают спец. вырез для размещения гребного винта. У речных судов, отличающихся от морских бóльшим отношением ширины корпуса к осадке, К. наиболее часто имеет ложкообразную форму. У судов, эксплуатируемых на ограниченном по глубине фарватере, К. может быть туннельной, что позволяет разместить гребные винты оптимального диаметра. Форма К. несамоходных судов делается упрощённой, обычно санной, вследствие чего обтекание барж в кормовой части сопровождается сильным вихреобразованием, что приводит к существенному возрастанию сопротивления воды. Также упрощённой формы К. у судов с крыльчатыми движителями.