КОНТРО́ЛЛЕР
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРО́ЛЛЕР (англ. controller, буквально – управитель), 1) электронное устройство, предназначенное для автоматич. управления технич. объектом (процессом) по заданному алгоритму. Различают аппаратно-программные и аппаратные К. Аппаратно-программные К. содержат процессор, память (где размещаются ядро операционной системы, служебные программы, прикладные программы управления объектом и др.), а также аппаратные узлы, реализующие функции ввода-вывода аналоговых и цифровых сигналов, обмена данными в информационно-управляющих сетях и др.; алгоритм управления задаётся программой, исполняемой процессором. Аппаратный К. не содержит процессора, алгоритм управления задаётся электронной схемой. К. может также содержать панель управления для задания режимов процесса управления и ввода информации о состоянии системы и др.
По конструктивному исполнению К. подразделяют на встраиваемые, которые монтируются в общий корпус оборудования (агрегат, машину, прибор) и являются его неотъемлемой частью, и внешние (автономные). По назначению различают специализир. К., предназначенные для управления объектом только одного вида или модели (напр., К. освещения, К. дискового накопителя компьютера), и К. общего назначения, применяемые в относительно широкой области автоматизации (напр., К., используемые в автоматизир. системах управления технологич. процессом). С кон. 1970-х гг. широкое распространение получили микроконтроллеры (микрокомпьютеры, однокристальный компьютер) – аппаратно-программные К., выполненные в виде единой сверхбольшой интегральной схемы (интегрирующей на одном кристалле процессор, память, устройства ввода-вывода и др.). Первый микроконтроллер выпущен фирмой «Intel» (США) в 1976. Постоянно расширяется сфера применения К.: с кон. 20 в. они используются на производстве (в системах управления технологич. процессами и оборудованием, измерит. системах и др.), транспорте, энергетике, в быту и др.
2) К. в электротехнике – многопозиционный электрич. аппарат низкого напряжения, предназначенный для коммутации (переключения) силовых цепей электроприводов. Устанавливается в кабинах локомотивов, вагонах метрополитена, трамваях и др. машинах; служит для пуска, регулирования скорости, реверсирования и электрич. торможения электродвигателей постоянного и переменного тока путём переключения их обмоток или изменения сопротивления в цепи обмоток. Управление К. производится, как правило, вручную рукояткой или рулевым колесом (штурвалом); для дистанционного управления применяют сервоприводы. По конструктивному исполнению различают барабанные, кулачковые и плоские К. Число положений К. обычно не превышает 8–10, сила коммутируемого тока до 200 А.