КОНТА́КТНАЯ СЕТЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТА́КТНАЯ СЕТЬ, комплекс устройств для передачи электроэнергии от электрич. станций через тяговые подстанции к электрич. подвижному составу – электровозам, моторным вагонам, трамваям, троллейбусам и др. К. с. является частью тяговой сети и для рельсового электрифициров. транспорта обычно служит её фазой (при переменном токе) или полюсом (при постоянном токе); др. фазой (или полюсом) для подвижного состава является рельсовая цепь. Передача электроэнергии выполняется через токоприёмники движущегося электроподвижного состава, скользящие (или катящиеся) по проводу воздушной контактной подвески (на магистральных железных дорогах; на линиях, обслуживающих карьеры и рудники; на трамвайных и троллейбусных линиях) или контактному рельсу (гл. обр. в метрополитене). Контактный провод – осн. элемент воздушной подвески, входящей в состав К. с. магистральных железных дорог. Кроме того, в неё входят: несущий трос, к которому с помощью струн подвешивается контактный провод; усиливающий и экранирующий провода; поддерживающие и фиксирующие устройства; изоляторы и консоли; компенсаторы натяжения проводов и разл. арматура. На перегонах контактная подвеска крепится к опорам, установленным вдоль пути, а на станциях, как правило, к поперечинам – жёстким (металлич. конструкция) или гибким (система тросов), проходящим над несколькими станционными путями. На железных дорогах России обычно применяют опоры стандартной длины – 10, 12, 15 и 20 м. Необходимое качество токосъёма при движении поездов обеспечивается соответствующей конструкцией токоприёмников, материалом и сечением контактных проводов, их взаимным расположением.
К. с. предназначена для работы на открытом воздухе и подвержена воздействию климатич. факторов (изменение темп-ры, солнечная радиация, гололёд, дождь, иней, содержащиеся в воздухе загрязнения и др.), а также тепла, выделяющегося при протекании тягового тока по элементам сети, и механич. нагрузок со стороны токоприёмника. От надёжной работы К. с. зависят макс. скорости движения, безопасность работы электрифициров. подвижного состава, защита пассажиров от вредных влияний.