Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАЛИМЕ́ТРИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 436

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Рубичев

КВАЛИМЕ́ТРИЯ (от лат. qualis – ка­кой, ка­ко­го ка­че­ст­ва и ...мет­рия), на­уч. на­прав­ле­ние, в ко­то­ром изу­ча­ют­ся ме­то­до­ло­гия и про­бле­ма­ти­ка ком­плекс­ной ко­ли­че­ст­вен­ной оцен­ки ка­че­ст­ва объ­ек­тов лю­бой при­ро­ды (оду­шев­лён­ных су­ществ или не­оду­шев­лён­ных пред­ме­тов; про­цес­сов и про­дук­тов тру­да; яв­ле­ний при­ро­ды и др.), имею­щих ма­те­ри­аль­ный или ду­хов­ный ха­рак­тер, ис­кусств. или ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ние. Осн. за­да­чи К.: обос­но­ва­ние но­менк­ла­ту­ры по­ка­за­те­лей ка­че­ст­ва, раз­ра­бот­ка ме­то­дов их оп­ре­де­ле­ния и оп­ти­ми­за­ция ка­че­ст­ва на ос­но­ве этих по­ка­за­те­лей. Про­бле­мы оп­ти­ми­за­ции и со­пут­ст­вую­щие им др. за­да­чи тре­бу­ют вве­де­ния обоб­щён­ных (ин­те­граль­ных) по­ка­за­те­лей ка­че­ст­ва, вклю­чаю­щих ко­ли­че­ст­вен­ные дан­ные, ха­рак­те­ри­зую­щие разл. сто­ро­ны оце­ни­вае­мо­го объ­ек­та.

К. вклю­ча­ет взаи­мо­свя­зан­ные на­прав­ле­ния: об­щую К., пред­мет­ные К. и спе­ци­аль­ные К. Об­щая К. пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­ра­бот­ку об­ще­тео­ре­тич. про­блем, ме­то­дов оцен­ки и из­ме­ре­ния по­ка­за­те­лей ка­че­ст­ва, по­строе­ние ква­ли­мет­рич. шкал и др. К пред­мет­ным К. от­но­сит­ся оцен­ка разл. объ­ек­тов (про­дук­ция про­из-ва, ус­лу­ги, про­цес­сы и ви­ды тру­да, при­род­ные бо­гат­ст­ва, ре­зуль­та­ты про­ект­ной, на­уч. и др. дея­тель­но­сти). Спец. на­прав­ле­ния К. клас­си­фи­ци­ро­ва­ны по ви­дам ме­то­дов и мо­де­лей оцен­ки ка­че­ст­ва (экс­перт­ная, ве­ро­ят­но­ст­но-ста­ти­стич., ин­декс­ная и др.). Ме­то­ды К. на­хо­дят при­ме­не­ние в тео­рии и прак­ти­ке тех­нич. про­из-ва, в сфе­ре управ­ле­ния и др. об­лас­тях. В нач. 21 в. ме­то­ды К. рас­про­стра­ни­лись в со­цио­ло­гии, пе­да­го­ги­ке, ло­ги­сти­ке и др.

В ис­сле­до­ва­ни­ях К. ис­поль­зу­ют­ся ме­то­ды ли­ней­но­го, не­ли­ней­но­го и ди­на­мич. про­грам­ми­ро­ва­ния, ма­те­ма­тич. ста­ти­сти­ка и тео­рия ста­ти­стич. ре­ше­ний, сис­тем­ный ана­лиз и др.

Вернуться к началу