Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАТО́К ДОРО́ЖНЫЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 348

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Зорин

КАТО́К ДОРО́ЖНЫЙ, строи­тель­ная ма­ши­на цик­ли­че­ско­го дей­ст­вия, пред­на­зна­чен­ная для уп­лот­не­ния грун­тов и ма­те­риа­лов до­рож­ных по­кры­тий при строи­тель­ст­ве, ре­кон­ст­рук­ции и со­дер­жа­нии до­рог, воз­ве­де­нии пло­тин, дамб, ка­на­лов и др. Раз­ли­ча­ют К. д. руч­ные, са­мо­ход­ные, а так­же при­цеп­ные и по­лу­при­цеп­ные (к пнев­мо­ко­лёс­но­му тя­га­чу или трак­то­ру) с гид­рав­лич., ме­ха­нич. или ком­би­ни­ров. при­во­дом.

К. д. клас­си­фи­ци­ру­ют по прин­ци­пу дей­ст­вия, ви­ду ра­бо­че­го ор­га­на, чис­лу осей (од­но-, двух- и трёх­ос­ные) и ко­ли­че­ст­ву валь­цов (од­но-, двух- и трёх­валь­цо­вые).

Катки дорожные: а, б – с гладкими вальцами; в – кулачковый; г – решётчатый; д – пневмоколёсный; е – комбинированный; ж – прицепной пневмоколёсный.

По прин­ци­пу дей­ст­вия К. д. де­лят­ся на ста­ти­че­ские и виб­ра­ци­он­ные. Ста­ти­че­ские К. д. уп­лот­ня­ют грун­ты ука­ты­ва­ни­ем, воз­дей­ст­вуя на уп­лот­няе­мый ма­те­ри­ал ста­тич. дав­ле­ни­ем в за­ви­си­мо­сти от мас­сы кат­ка; виб­ра­ци­он­ные – ста­ти­че­ским и ди­на­ми­че­ским (пе­рио­дич. ко­ле­ба­ния­ми од­но­го или не­сколь­ких ра­бо­чих ор­га­нов) воз­дей­ст­ви­ем. Для соз­да­ния виб­ра­ции в ва­лец встраи­ва­ют виб­ро­воз­бу­ди­тель ко­ле­ба­ний, при­во­ди­мый в дей­ст­вие от транс­мис­сии кат­ка. Ис­поль­зо­ва­ние виб­ра­ции по­зво­ля­ет умень­шать чис­ло про­хо­дов К. д. по од­но­му сле­ду в 1,5–3 раза, уве­ли­чи­вать тол­щи­ну уп­лот­няе­мо­го слоя (в не­ко­то­рых слу­ча­ях до 1,5 м и бо­лее), а так­же уп­лот­нять круп­но­об­ло­моч­ные ма­те­риа­лы.

По ви­ду ра­бо­че­го ор­га­на раз­ли­ча­ют К. д. (рис.) с глад­ки­ми валь­ца­ми, пнев­мо­ко­лёс­ные, ку­лач­ко­вые, ре­шёт­ча­тые и ком­би­ни­ро­ван­ные. К. д. с глад­ки­ми ме­тал­лич. валь­ца­ми пред­на­зна­че­ны для уп­лот­не­ния ас­фаль­то­бе­тон­ных по­кры­тий, гра­вий­но-ще­бё­ноч­ных и др. ма­те­риа­лов. Для уп­лот­не­ния грун­тов бо­лее эф­фек­тив­ны пнев­мо­ко­лёс­ные, ку­лач­ко­вые и ре­шёт­ча­тые К. д. Пнев­мо­ко­лёс­ные К. д. с на­груз­кой на ко­ле­со ок. 5 т мо­гут уплот­нять слои зем­ля­но­го по­лот­на и до­рож­ных одежд тол­щи­ной до 30 см. Ку­лач­ко­вые К. д. эф­фек­тив­ны при уп­лот­не­нии рых­лых связ­ных грун­тов при тол­щи­не уп­лот­няе­мо­го слоя не бо­лее 22–30 см. У ре­шёт­ча­то­го К. д. обе­чай­ка валь­ца вы­пол­не­на в ви­де ре­шёт­ки, на­бран­ной из ли­тых ме­тал­лич. эле­мен­тов. Та­кие К. д. при­ме­ня­ют для уп­лот­не­ния как связ­ных, так и не­связ­ных ком­ко­ва­тых грун­тов с твёр­ды­ми вклю­че­ния­ми, ко­то­рые дро­бят­ся ре­шёт­кой кат­ка, что зна­чи­тель­но по­вы­ша­ет ка­че­ст­во уп­лот­не­ния. Ком­би­ни­ров. К. д. ос­на­ща­ют ра­бо­чи­ми ор­га­на­ми разл. ви­да. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны К. д. с пнев­мо­ко­лё­са­ми и виб­ра­ци­он­ным валь­цом, та­кие кат­ки обес­пе­чи­ва­ют наи­боль­шую уни­вер­саль­ность с точ­ки зре­ния уп­лот­не­ния разл. ма­те­риа­лов – от суг­лин­ка и ас­фаль­то­бе­тон­ной сме­си до круп­но­об­ло­моч­ных ма­те­риа­лов и пес­ков.

Экс­плуа­та­ци­он­ная мас­са К. д. 500–30000 кг; мощ­ность дви­га­те­лей 2–170 кВт.

Лит.: Рос­сий­ская эн­цик­ло­пе­дия са­мо­ход­ной тех­ни­ки / Под ред. В. А. Зо­ри­на. М., 2001. Т. 1.

Вернуться к началу