КАРЬЕ́РНЫЙ ТРА́НСПОРТ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРЬЕ́РНЫЙ ТРА́НСПОРТ, комплекс технич. средств и сооружений для транспортирования (перемещения) горной массы при открытой разработке месторождений. К. т. включает осн. подвижной состав, вспомогат. оборудование, транспортные коммуникации, систему управления, средства и устройства для технич. обслуживания и ремонта. Осн. виды К. т.: железнодорожный, автомобильный, конвейерный и комбинированные.
Железнодорожный К. т. используют при объёмах перевозок св. 20–100 млн. т/год и расстояниях транспортирования 5–10 км и более; подвижной состав состоит из электровозов, тепловозов, паровозов и саморазгружающихся вагонов (думпкаров). Допустимые уклоны ж.-д. пути составляют 2,5–3,5° (40–50‰).
Автомобильный К. т. применяют при разработке ограниченных в плане месторождений (длина не более 2–3 км) с глубиной карьера до 200–250 м при объёмах добычи 60–80 млн. т/год и расстояниях транспортирования до 4 км; подвижной состав – автосамосвалы, автотягачи с прицепами и полуприцепами, троллейвозы, дизель-троллейвозы и дизель-электрич. самосвалы. Уклоны автодорог составляют 4–5° (80–100‰).
Конвейерный К. т. получил широкое распространение на крупных месторождениях (св. 20–40 млн. т/год) с выдержанным прямолинейным фронтом горных работ. Его преимущества: непрерывность («поточность») процесса, высокая производительность установок, возможность транспортировать горную массу при угле подъёма до 18° (при спец. конструкциях конвейеров – до 35° и более). Применяется для транспортирования мягких вскрышных пород, разрабатываемых экскаваторами непрерывного действия, а также угля, скальных мелкокусковых (куски до 400–500 мм) пород и руд. Расстояние транспортирования обычно не превышает 4–6 км, высота подъёма груза 250–300 м. Конвейеры в транспортной схеме карьера по назначению и месту установки подразделяются на забойные (передвижные), передаточные (полустационарные), подъёмные (полустационарные или стационарные), магистральные (стационарные) и отвальные (передвижные). Применяются 4 осн. типа конвейеров: ленточные (наиболее распространены), канатно-ленточные, ленточно-цепные и пластинчатые. Осн. факторами, определяющими выбор типа конвейера, являются технологич. условия добычи и свойства транспортируемой горной массы.
В связи с углублением карьеров и сокращением площади их рабочей зоны наибольшее распространение получили комбинированные виды К. т.: автомобильно-железнодорожный, автомобильно-конвейерный и автомобильно-скиповый. Автомобильно-железнодорожный К. т. с перегрузочным пунктом на нижних горизонтах или дне карьера применяют при глубине разработки 300 м и более; при этом дальность перевозок автомобильным транспортом составляет 0,7–1,5 км, железнодорожным – 8–10 км. Автомобильно-конвейерный К. т. используют в схемах циклично-поточной технологии транспортирования горной массы. При применении автомобильно-скипового К. т. скиповые подъёмники устанавливают на дне карьера при достижении им глубины 50–100 м. До этого (при отработке верхних горизонтов) для транспортирования горной массы используют автомобильный, ж.-д. или автомобильно-конвейерный транспорт.
В качестве К. т. в определённых горнотехнич. условиях для перемещения горной массы применяют скреперы, бульдозеры, карьерные одноковшовые погрузчики, гидравлич. транспорт, транспортно-отвальные мосты, мощные вскрышные экскаваторы, драглайны и кранлайны, канатно-подвесные дороги, кабельные краны и др. спец. транспортные устройства.