Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСПЫТА́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 91

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Курлаев

ИСПЫТА́НИЯ в тех­ни­ке, опыт­ное оп­ре­деле­ние кон­ст­рук­ци­он­ных и экс­плуа­та­ци­он­ных свойств ма­шин, ин­ст­ру­мен­тов, обо­ру­до­ва­ния, со­ору­же­ний и др., а так­же вы­яв­ле­ние со­от­вет­ст­вия их па­ра­мет­ров за­яв­лен­ным в до­ку­мен­тах. И. про­во­дят спе­циа­ли­сты по над­зор­ной дея­тель­но­сти, ис­поль­зуя ме­то­ди­ку и про­грам­мы, раз­ра­бо­тан­ные на ос­но­ве гос. стан­дар­тов и др. нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, а так­же по­сто­ян­ных и врем. тех­нич. ус­ло­вий. Для про­ве­де­ния И. назначаются вре­мя, ме­сто, ис­поль­зу­ет­ся спец. по­ве­рен­ное из­ме­рит. обо­ру­до­ва­ние и др. Ре­зуль­та­том И. яв­ля­ет­ся акт, имею­щий юри­дич. си­лу, ут­вер­ждён­ный упол­но­мо­чен­ной ко­мис­си­ей.

Для ка­ж­до­го ти­па ис­пы­ты­вае­мых тех­нич. средств мо­гут на­зна­чать­ся разл. ви­ды И.: ис­сле­до­ва­тель­ские (при раз­ра­бот­ке проб­но­го об­раз­ца), пред­ва­ри­тель­ные (на ста­дии соз­да­ния ра­бо­че­го эк­зем­п­ля­ра), кон­троль­ные и приё­мо-сда­точ­ные (напр., при за­пус­ке в про­из-во опыт­ной пар­тии или се­рии), пе­рио­ди­че­ские (при экс­плуа­та­ции, по тех­нич. ус­ло­ви­ям на об­слу­жи­ва­ние и ре­монт и др.), сер­ти­фи­ка­ци­он­ные (оп­ре­де­ле­ние ка­че­ст­ва и до­пус­ка к экс­плуа­та­ции в оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях), го­су­дар­ст­вен­ные (для оп­ре­де­лён­ных из­де­лий, осо­бо важ­ных ма­шин и ус­та­но­вок, круп­ных со­ору­же­ний, слож­но­го в экс­плуа­та­ции обо­ру­до­ва­ния, объ­ек­тов стра­те­гич. на­зна­че­ния и др.). В хо­де И. долж­ны учи­ты­вать­ся тре­бо­ва­ния по ох­ра­не и безо­пас­но­сти тру­да.

По ха­рак­те­ру про­ве­де­ния раз­ли­ча­ют И. сле­дую­щих ви­дов: тех­ни­че­ские (напр., ста­ти­че­ские, ки­не­ма­ти­че­ские, ди­на­ми­че­ские), кли­ма­ти­че­ские (ра­бо­та объ­ек­та в разл. при­род­ных ус­ло­ви­ях), на со­хра­не­ние ра­бо­то­спо­соб­но­сти (на­дёж­ность, ус­той­чи­вость к раз­ру­ше­нию, дол­го­веч­ность и др.), эко­ло­гич. безо­пас­ность и др. Эко­ло­гическими И. под­твер­жда­ют­ся со­от­вет­ст­вующие нор­ма­ти­вы пре­дель­но до­пус­ти­мых уров­ней шу­ма, ра­диа­ции, темп-ры, вы­бро­сов и сбро­сов в ок­ру­жаю­щую при­род­ную сре­ду за­гряз­няю­щих ве­ществ, нор­ма­ти­вы об­ра­зо­ва­ния от­хо­дов и ли­ми­ты на их раз­ме­ще­ние. На ос­но­ве эко­ло­гич. И. тех­нич. средств обос­но­вы­ва­ют нор­мы (ли­ми­ты) при­ро­до­поль­зо­ва­ния. Эко­ло­гич. И. про­во­дят­ся так­же с це­лью под­твер­жде­ния от­сут­ст­вия при экс­плуа­та­ции тех­ни­ки ус­ло­вий для раз­ви­тия вред­ных мик­ро­ор­га­низ­мов и мик­ро­био­ло­гич. раз­ру­ше­ний.

В хо­де И. про­из­во­дит­ся эко­но­мич. оцен­ка: до­пус­ти­мая про­дол­жи­тель­ность ра­бо­ты объ­ек­та; пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся ис­клю­че­ние ма­ло­про­из­во­ди­тель­ных уст­ройств и за­ме­на их бо­лее эф­фек­тив­ны­ми; вы­яв­ле­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти (на эта­пах про­ек­ти­ро­ва­ния и из­го­тов­ле­ния ана­ло­гич­ных из­де­лий); изы­ска­ние воз­мож­но­сти сни­же­ния се­бе­стои­мо­сти про­из-ва, при­ме­не­ние энер­го­сбе­ре­гаю­щих тех­но­ло­гий и др. При И. учи­ты­ва­ют­ся ре­зуль­та­ты ме­нее до­ро­го­стоя­щих про­ве­рок, об­сле­до­ва­ний и т. п., объ­е­ди­ня­ют­ся неск. раз­ных И. (ком­плекс­ные И.); об­щие И. ма­шин мо­гут быть за­ме­не­ны И. их час­тей; при­ме­ня­ет­ся мо­де­ли­ро­ва­ние (ма­те­ма­ти­че­ское, ими­та­ци­он­ное).

И. про­во­дят как в на­тур­ных, так и в ла­бо­ра­тор­ных (стен­до­вых) ус­ло­ви­ях, мо­де­ли­рую­щих на­тур­ные. При про­ве­де­нии И. ис­поль­зу­ют­ся ат­те­сто­ван­ное ис­пы­тат. обо­ру­до­ва­ние и со­ору­же­ния. На всех эта­пах И. ши­ро­ко при­ме­ня­ют: по­ве­роч­ные из­ме­рит. сред­ст­ва (для оп­ре­де­ле­ния точ­но­сти об­ра­бот­ки и сбор­ки); спе­циа­ли­зир. обо­ру­до­ва­ние – раз­рыв­ные ма­ши­ны, прес­сы, виб­ро- и удар­ные стен­ды (при оп­ре­де­ле­нии пре­де­лов проч­но­сти, на­дёж­но­сти, без­от­каз­но­сти и др.); кли­ма­тич. и тем­пе­ра­тур­ные ка­ме­ры с разл. влаж­но­ст­ны­ми диа­па­зо­на­ми по­вы­шен­но­го и по­ни­жен­но­го дав­ле­ния; бас­сей­ны, гид­ро­ка­на­лы, аэ­ро­ди­на­мич. тру­бы (при оп­ре­де­ле­нии гид­ро­стой­ко­сти, гер­ме­тич­но­сти, ди­на­мич. ка­честв и др.); ско­ро­ст­ные по­ли­го­ны (для об­кат­ки, про­вер­ки ско­ро­ст­ных ха­рак­те­ри­стик транс­порт­ных средств и т. п.).

Про­во­дят так­же спец. по­ка­за­тель­ные И. с це­лью оп­ре­де­ле­ния ре­корд­ных ско­ро­стей, кри­тич. па­ра­мет­ров, воз­мож­но­сти рас­ши­ре­ния сфе­ры при­ме­не­ния ма­шин, по­ве­де­ния их при ава­ри­ях и др. К та­ким И. от­но­сят­ся ско­ро­ст­ные гон­ки, ав­то­рал­ли, об­кат­ка ж.-д. тех­ни­ки и др. К по­ка­за­тель­ным И. ма­шин от­но­сят И. на ус­той­чи­вость к ме­ха­нич. по­вре­ж­де­ни­ям в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях, при ава­ри­ях и др. Из­де­лия, на­хо­дя­щие­ся в мас­со­вом упот­реб­ле­нии (ча­сы, те­ле­фо­ны, те­ле­ви­зо­ры, плее­ры, ком­пь­ю­те­ры и др.), про­хо­дят И. на мел­кие по­вре­ж­де­ния и по­вре­ж­де­ния при па­де­нии, уда­рах, на гиг­ро­ско­пич­ность; зам­ки и ме­ха­нич. две­ри про­ве­ря­ют на взло­мо­стой­кость. Для под­твер­жде­ния обес­пе­че­ния вы­со­ко­го уров­ня безо­пас­но­сти во­ди­те­лей и пас­са­жи­ров воз­мож­ные раз­ру­ше­ния ав­то­мо­би­лей при ава­ри­ях вы­яв­ля­ют при их И. с ма­не­ке­на­ми. Ком­пь­ю­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние ра­бо­ты в разл. ус­ло­ви­ях (в т. ч. и в экс­тре­маль­ных) по­ез­дов, са­мо­лё­тов, су­дов так­же слу­жит по­вы­ше­нию безо­пас­но­сти пас­са­жи­ров. И. яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью про­ект­ной и ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты по соз­да­нию но­вой тех­ни­ки и при­об­ре­та­ет всё боль­шее зна­че­ние как фак­тор, по­зво­ляю­щий по­вы­шать ка­че­ст­во тех­нич. средств и со­кра­щать сро­ки их ос­вое­ния.

Лит. см. при стать­ях об от­дель­ных ти­пах ма­шин.

Вернуться к началу