ЗАПРА́ВКА ТО́ПЛИВОМ В ПОЛЁТЕ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАПРА́ВКА ТО́ПЛИВОМ В ПОЛЁТЕ, процесс передачи топлива одним самолётом (заправщик) другому ЛА (заправляемый в полёте). Позволяет значительно увеличить дальность беспосадочного полёта и исключает потребность в промежуточных оперативных базах при осуществлении стратегич. операций; применяется на боевых (истребители и бомбардировщики) и воен.-транспортных самолётах, а также на вертолётах некоторых типов. Заправка в воздухе требует слаженного взаимодействия экипажей обоих ЛА (как правило, макс. скорость заправщика 960 км/ч, высота полёта 10,6 км). Первая З. т. в п. была произведена в США в 1923 на самолётах «Де Хевиленд 4В». В СССР З. т. в п. впервые была осуществлена в 1933 (самолёт-разведчик Р-5 дозаправлялся с бомбардировщика ТБ-1). С 1950–60-х гг. получила распространение во многих странах.
З. т. в п. осуществляется по условно называемым схемам «шланг-конус» и «телескопическая штанга». При заправке по схеме «шланг-конус» из самолёта-заправщика выпускается гибкий шланг, на конце которого укреплено тело конич. формы (для стабилизации шланга в полёте и осуществления контакта с приёмной штангой заправляемого ЛА). Контактирование осуществляет лётчик заправляемого ЛА, приближаясь к самолёту-заправщику с относительной скоростью 1–2 м/с до контакта штанги с конусом; длина шланга 20–28 м; штанга фиксируется в конусе замками, срабатывает запорное устройство и начинается процесс передачи топлива заправляемому самолёту. З. т. в п. по схеме «шланг-конус» имеет 2 осн. варианта компоновки агрегатов: встроенный (оборудование размещается в фюзеляже заправщика) и подвесной (оборудование размещается под консолями крыла или на фюзеляже заправщика). Система заправки с подвесными агрегатами обеспечивает перекачку 1000–4600 л/мин, встроенные системы заправки – 1500–3000 л/мин.
Система заправки «телескопическая штанга» размещается стационарно на специализир. самолётах-заправщиках, основана на использовании жёсткой телескопич. штанги длиной до 17 м, шарнирно закреплённой одним концом на фюзеляже заправщика. Оператор, находящийся на самолёте-заправщике, может управлять (в определённых пределах) положением штанги и наводить наконечник штанги на горловину приёмника топлива на заправляемом ЛА. При заправке по этой схеме ЛА подходит к заправщику, выдерживая определённую дистанцию и принижение, строго сохраняя своё место в строю в процессе контактирования и заправки топливом. Система заправки этого типа обеспечивает перекачку топлива с подачей 4000–6000 л/мин. Применяется также гибридная схема, когда на конце телескопич. штанги устанавливается гибкий шланг с конусом-датчиком.
В России разработаны унифицир. подвесные агрегаты заправки (УПАЗ), размещённые на самолётах-заправщиках и на приёмных устройствах заправляемых ЛА; адаптированы к агрегатам заправки для зарубежных самолётов. Напр., для самолёта-заправщика Ил-78 (Ил-78М) устанавливаются 2 агрегата под крыльями для дозаправки «лёгких» самолётов (Су-24М и др.) и один на левой хвостовой стороне фюзеляжа для дозаправки «тяжёлых» самолётов (ТУ-160, ТУ-95МС, А-40, А-50, Ил-80 и др.). УПАЗ представляет собой автономную гондолу, которая подвешивается к самолёту-заправщику через переходную балку с помощью унифицир. узла разъёма коммуникаций.