ЗАЖИГА́НИЕ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАЖИГА́НИЕ в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение горючей смеси в камере сгорания ДВС. Осуществляется искровым разрядом между электродами свечи зажигания в конце такта сжатия.
Одна из первых систем З. основывалась на работе магнето (магнитоэлектрич. генератор переменного тока); с 1960-х гг. практически не применяется. В 20 в. наибольшее распространение получили контактные системы З. с питанием от аккумуляторной батареи или генератора. Ток подаётся на первичную обмотку катушки зажигания через механич. прерыватель, связанный с коленчатым валом, что обеспечивает замыкание и размыкание контактов прерывателя в нужный момент. При замыкании контактов начинается зарядка первичной обмотки катушки, при размыкании – первичная обмотка разряжается и во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения (12 000–30 000 В), который подводится к ротору распределителя З. и через распределитель (также связанный с коленчатым валом) поступает на свечу (рис. 1). Прерыватель располагается в одном корпусе с распределителем высокого напряжения и называется прерывателем-распределителем или трамблёром. Катушка зажигания и трамблёр вместе представляют собой устройство управления накоплением энергии. Для предотвращения пригорания контактов прерывателя при размыкании цепи применяют систему З. с механич. прерывателем и транзисторным коммутатором.
Эффективная работа ДВС зависит от выбора момента З. Для этого необходимо, чтобы искра между электродами свечи возникла до прихода поршня в верхнюю мёртвую точку, т. е. чтобы З. происходило с некоторым опережением, которое выражается в градусах угла поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения, нагрузки двигателя и сорта применяемого топлива. Оптимальные углы опережения З. устанавливаются автоматически во время работы двигателя (центробежно-вакуумным автоматом).
Совр. системы З. используют в устройстве управления накоплением энергии бесконтактные системы прерывателя. Вместо механич. прерывателя применяется бесконтактный датчик – генератор импульсов с преобразователем сигналов. В микропроцессорных системах З. (рис. 2) электронный блок управления (ЭБУ) выполняет функции: сбора информации от датчиков; расчёта оптимального момента зажигания и времени зарядки катушки; управления через коммутатор первичной цепью катушки. Регулировка опережения З. реализована программно. С внедрением ЭБУ изменились конструкции катушек зажигания. Все системы З. без распределителя делятся на системы независимого З. с индивидуальными катушками зажигания на каждый цилиндр двигателя и синхронного зажигания, где одна катушка обслуживает, как правило, два цилиндра.