Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНАЯ СТА́НЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 756

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. В. Воробьёв

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНАЯ СТА́НЦИЯ, осн. экс­плуа­та­ци­он­ное пред­при­ятие (раз­дель­ный пункт, зда­ние), имею­щее пу­те­вое раз­ви­тие (неск. ж.-д. пу­тей), ко­то­рое по­зво­ля­ет про­из­во­дить опе­ра­ции по приёму, от­прав­ке, скре­ще­нию и об­го­ну по­ез­дов, сле­дую­щих в оп­ре­де­лён­ном на­прав­ле­нии. На Ж. с. вы­пол­ня­ют­ся ре­гу­ли­ро­ва­ние по­то­ка по­ез­дов, по­сад­ка и вы­сад­ка пас­са­жи­ров, по­груз­ка ба­га­жа и поч­ты, при­ём и вы­да­ча гру­зов и др. По ха­рак­те­ру вы­пол­няе­мых ра­бот раз­ли­ча­ют Ж. с. пас­са­жир­ские, гру­зо­вые, сор­ти­ро­воч­ные, а так­же про­ме­жу­точ­ные (в осн. для вы­пол­не­ния спец. ком­мерч. и др. опе­ра­ций), уча­ст­ко­вые (для сме­ны ло­ко­мо­ти­ва, сроч­ной эки­пи­ров­ки или ре­мон­та и т. п.). Для вы­пол­не­ния этих опе­ра­ций и в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния Ж. с., кро­ме гл. пу­ти, име­ет от­ветв­ле­ния, не­об­хо­ди­мые для осу­ще­ст­в­ле­ния всех опе­ра­ций по об­слу­жи­ва­нию про­хо­дя­щих по­ез­дов, вы­пол­не­ния ма­нев­ро­вой ра­бо­ты. На Ж. с. име­ют­ся так­же склад­ские по­ме­ще­ния, гру­зо­подъ­ём­ные уст­рой­ст­ва, раз­ви­тая пу­те­вая сис­те­ма, по­зво­ляю­щая осу­ще­ст­в­лять фор­ми­ро­ва­ние и рас­фор­ми­ро­ва­ние по­ез­дов; мас­тер­ские для тех­нич. об­слу­жи­ва­ния под­виж­но­го со­ста­ва. Для удоб­ст­ва пас­са­жи­ров на Ж. с. рас­по­ло­же­ны пас­са­жир­ские плат­фор­мы (пер­ро­ны), пе­ше­ход­ные мос­ты, пас­са­жир­ские па­виль­о­ны или во­кзал, кон­кор­сы, пунк­ты пи­та­ния, кас­сы, адм.-хо­зяйств. зда­ния и др. Ж. с. обо­ру­до­ва­ны сис­те­ма­ми те­п­ло­снаб­же­ния, сиг­на­ли­за­ции и элек­трич. цен­тра­ли­за­ции стре­лок.

При пе­ре­се­че­нии не ме­нее трёх ж.-д. ли­ний об­ра­зу­ет­ся ж.-д. узел – ком­плекс тех­но­ло­ги­че­ски свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой Ж. с., глав­ных, со­еди­ни­тель­ных, об­ход­ных и подъ­езд­ных пу­тей; по­стов управ­ле­ния в пунк­тах при­мы­ка­ния ли­ний раз­ных на­прав­ле­ний; тя­го­вых под­стан­ций; пу­те­про­вод­ных раз­вя­зок и др. Круп­ные ж.-д. уз­лы име­ют, как пра­ви­ло, де­по, ре­монт­ные пред­при­ятия, спе­циа­ли­зир., сор­ти­ро­воч­ные, гру­зо­вые стан­ции. В ка­ж­дом уз­ле осу­ще­ст­в­ля­ют­ся гру­зо­вые опе­ра­ции; про­пуск пас­са­жир­ских по­ез­дов с од­ной ли­нии на дру­гую; пе­ре­сад­ка пас­са­жи­ров; пе­ре­цеп­ка пас­са­жир­ских ва­го­нов (напр., при пе­ре­ста­нов­ке на др. ко­лею) и др. На вхо­дя­щих в узел спе­циа­ли­зир. пас­са­жир­ских стан­ци­ях обя­за­тель­но стро­ит­ся пас­са­жир­ское зда­ние или на­ко­пи­тель­ный тер­ми­нал, ор­га­ни­зу­ет­ся бес­пе­ре­са­доч­ное сле­до­ва­ние тран­зит­ных по­ез­дов всех на­прав­ле­ний.

Лит.: Ар­хан­гель­ский Е. В., Лукь­я­нов ЮЕ. Же­лез­но­до­рож­ные стан­ции (уст­рой­ст­во и ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты). М., 1996.

Вернуться к началу