Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНАЯ АВТОБЛОКИРО́ВКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 755-756

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Лисенков
Система автоматической блокировки: РЦ (РЛ) – рельсовая цепь (рельсовая линия); С – напольный светофор; УО – устройство, управляющее огнями светофора; ПР – приёмник сигналов; П – передатчик.

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНАЯ АВ­ТО­БЛО­КИ­РО́В­КА, сис­те­ма ре­гу­ли­ро­ва­ния дви­же­ния по­ез­дов на пе­ре­го­нах по сиг­на­лам све­то­фо­ров, ус­та­нов­лен­ная на гра­ни­цах уча­ст­ка ж.-д. пу­ти (блок-уча­ст­ка); пред­на­зна­че­на для пре­дот­вра­ще­ния столк­но­ве­ний (на­ез­дов) по­ез­дов, схо­дов ва­го­нов и ло­ко­мо­ти­вов с рель­со­во­го пу­ти. Ж. а. при­ме­ня­ет­ся на же­лез­ных до­ро­гах Рос­сии с 1930-х гг. В сис­те­му вхо­дят рель­со­вая цепь, про­ход­ные (стан­ци­он­ные и пу­те­вые) све­то­фо­ры и уст­рой­ст­ва управ­ле­ния их ог­ня­ми. Рель­со­вая цепь со­сто­ит из рель­со­вой ли­нии, пе­ре­дат­чи­ка сиг­на­лов, при­ём­ни­ка ин­фор­ма­ции (рис.). Рель­со­вая цепь, че­рез ко­то­рую ко­лёс­ные па­ры воз­дей­ст­ву­ют на ап­па­ра­ту­ру управ­ле­ния ог­ня­ми све­то­фо­ра, ра­бо­та­ет в трёх ре­жи­мах: нор­маль­ном, ко­гда в пре­де­лах блок-уча­ст­ка от­сут­ст­ву­ет по­езд или раз­ру­шен­ный рельс; шун­то­вом – на блок-­уча­ст­ке на­хо­дит­ся по­езд (цепь за­шун­ти­ро­ва­на ко­лёс­ны­ми па­ра­ми); кон­троль­ном – на блок-уча­ст­ке есть раз­ру­шен­ный рельс. На же­лез­ных до­ро­гах при­ме­ня­ют све­то­фо­ры с ог­ня­ми 3, 4, 5, ино­гда 8 цве­тов. На рос. же­лез­ных до­ро­гах наи­бо­лее час­то ис­поль­зу­ет­ся бло­ки­ров­ка с трёх­цвет­ны­ми све­то­фо­ра­ми (трёх­знач­ная). Раз­ли­ча­ют де­цен­тра­ли­зов. сис­те­мы, ко­гда ре­лей­ные шка­фы с ап­па­ра­ту­рой на­хо­дят­ся не­по­сред­ст­вен­но око­ло све­то­фо­ров, и цен­тра­ли­зо­ван­ные – ап­па­ра­ту­ра смон­ти­ро­ва­на на стан­ци­ях и со­еди­нена с рель­со­вы­ми це­пя­ми ка­бель­ны­ми ли­ния­ми. При­ме­ня­ет­ся так­же сис­те­ма без­рель­со­вых це­пей: об­на­ру­же­ние под­виж­но­го со­ста­ва осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ус­та­нов­лен­ны­ми на гра­ни­цах блок-уча­ст­ков счёт­чи­ка­ми осей, ав­то­ма­ти­че­ски оп­ре­де­ляю­щи­ми чис­ло ко­лёс­ных пар, по­сту­пив­ших на блок-уча­сток, и ко­лёс­ных пар, со­шед­ших с не­го. Сов­па­де­ние этих чи­сел сви­де­тель­ст­ву­ет о пол­ном ос­во­бо­ж­де­нии блок-уча­ст­ка; при этом, од­на­ко, от­сут­ст­ву­ет кон­троль за це­ло­ст­но­стью рель­сов.

Вернуться к началу