Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИСТАНЦИО́ННО ПИЛОТИ́РУЕМЫЙ ЛЕТА́ТЕЛЬНЫЙ АППАРА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 75

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Захарченко
Схема работы авиационного комплекса с дистанционно пилотируемым летательным аппаратом.

ДИСТАНЦИО́ННО ПИЛОТИ́РУЕМЫЙ ЛЕ­ТА́ТЕЛЬНЫЙ АППАРА́Т (ДПЛА), ле­та­тель­ный ап­па­рат, пи­ло­ти­руе­мый че­ло­ве­ком (пи­ло­том, опе­ра­то­ром), на­хо­дя­щим­ся на пунк­те управ­ле­ния, рас­по­лагаю­щем­ся на Зем­ле, на воз­душ­ном или кос­мич. ЛА. Для обо­зна­че­ния ДПЛА упот­реб­ля­ет­ся так­же тер­мин «те­ле­пи­ло­ти­руе­мый ЛА». ДПЛА яв­ля­ет­ся даль­ней­шим раз­ви­ти­ем те­ле­управ­ляе­мо­го ЛА, ко­то­рый управ­ля­ет­ся в осн. бор­то­вой ав­то­ма­тич. сис­те­мой. В от­ли­чие от те­ле­управ­ляе­мо­го ЛА, ДПЛА управ­ля­ет­ся опе­ра­то­ром не эпи­зо­ди­че­ски, а не­пре­рыв­но, в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ной об­ста­нов­ки в рай­оне его по­лё­та; как пра­ви­ло, обо­ру­ду­ет­ся те­ле­ви­зи­он­ной ка­ме­рой с пе­ре­мен­ным фо­кус­ным рас­стоя­ни­ем, ИК-сис­те­мой об­зо­ра. ДПЛА – со­став­ная часть авиа­ци­он­но­го (рис.), авиац.-кос­мич. или кос­мич. ком­плек­са. Од­ной из гл. со­став­ных час­тей этих ком­плек­сов яв­ля­ет­ся сис­те­ма дис­танц. управ­ле­ния ЛА (СДУ), обес­пе­чи­ваю­щая воз­мож­ность по­лу­че­ния, де­шиф­ра­ции и пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции на пункт дис­танц. управ­ле­ния в ре­аль­ном мас­шта­бе вре­ме­ни. СДУ долж­на обес­пе­чи­вать не­пре­рыв­ную по­ме­хо­устой­чи­вую, ду­п­лекс­ную связь, од­но­вре­мен­ное пи­ло­ти­ро­ва­ние не­сколь­ких ДПЛА, вы­пол­няю­щих разл. за­да­ния.

По крат­но­сти при­ме­не­ния ДПЛА мо­гут быть од­но- и мно­го­ра­зо­вы­ми; по мес­ту стар­та (по­сад­ки) – на­зем­но­го, мор­ско­го и возд.-кос­мич. стар­та (по­сад­ки). На­зем­ный старт осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с раз­бе­гом (как пра­ви­ло, для вы­во­да на за­дан­ную вы­со­ту ис­поль­зу­ет­ся са­мо­лёт-но­си­тель ДПЛА) или вер­ти­каль­но. По­сад­ка на зем­лю мо­жет про­из­во­дить­ся «по-са­мо­лёт­но­му» (с про­бе­гом) или вер­ти­каль­но, а так­же с по­мо­щью па­ра­шю­та. Возд.-кос­мич. стар­ты и по­сад­ки тре­бу­ют спец. сис­тем и уст­ройств на ДПЛА и на ЛА для их приё­ма по­сле вы­пол­не­ния ими за­да­ния.

Во­ен. ком­плек­сы с ДПЛА под­раз­де­ля­ют­ся на раз­ве­ды­ва­тель­ные, удар­ные, ис­тре­би­тель­ные, ми­шен­ные, ра­дио­элек­трон­но­го про­ти­во­дей­ст­вия, ре­тран­с­ля­ци­он­ные и др. Мо­гут вы­пол­нять сле­дую­щие бое­вые за­да­чи: ве­де­ние возд. раз­вед­ки с по­мо­щью фо­то-, ИК-ап­па­ра­ту­ры или те­ле­ви­зи­он­ной раз­ве­ды­ват. ап­па­ра­ту­ры; на­блю­де­ние и ука­за­ние це­ли; под­свет­ку це­ли ла­зер­ным лу­чом для по­сле­дую­ще­го при­ме­не­ния ору­жия с ла­зер­ной го­лов­кой са­мо­на­ве­де­ния; на­не­се­ние уда­ров по на­зем­ным, мор. и возд. це­лям; ве­де­ние ра­дио­элек­трон­ной борь­бы; осу­ще­ст­в­ле­ние ретранс­ля­ции ко­манд и др.

Для во­ен. ДПЛА связь долж­на быть скры­той, ис­клю­чаю­щей воз­мож­ность об­на­ру­же­ния про­тив­ни­ком ДПЛА и пунк­та управ­ле­ния, а так­же оп­ре­де­ле­ния их ко­ор­ди­нат с це­лью воз­дей­ст­вия сред­ст­ва­ми по­ра­же­ния или ра­дио­элек­трон­ной борь­бы.

Осн. за­да­чи гражд. ДПЛА: раз­ве­ды­ва­тель­ные и по­ис­ко­вые ра­бо­ты (об­на­ру­же­ние и кар­то­гра­фи­ро­ва­ние лес­ных по­жа­ров, спа­са­тель­ные по­ис­ко­вые ра­бо­ты, раз­вед­ка рыб­ных за­па­сов, ле­до­вая раз­вед­ка, вы­яв­ле­ние по­се­вов нар­ко­ти­ков и др.); на­блю­де­ние за объ­ек­та­ми (пат­ру­ли­ро­ва­ние га­зо­неф­те­про­во­дов, ав­то­страд, осу­ще­ст­в­ле­ние рыб­над­зо­ра, вы­яв­ле­ние бра­конь­е­ров и др.); кон­троль па­ра­мет­ров ок­ру­жаю­щей сре­ды (эко­ло­гич. об­ста­нов­ка, пат­ру­ли­ро­ва­ние бе­ре­го­вой по­ло­сы и др.).

Пер­вые бес­пи­лот­ные раз­вед­чи­ки по­яви­лись в ми­ре в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. В СССР пер­вый так­ти­че­ский бес­пи­лот­ный раз­вед­чик ТБР-1 соз­дан в КБ С. А. Ла­воч­ки­на (1962), даль­ний бес­пи­лот­ный раз­вед­чик ДБР-1 «Яс­т­реб» – в КБ А. Н. Ту­по­ле­ва (1964), пер­вый ДПЛА ма­лой даль­но­сти (ми­ни-ДПЛА; пред­на­зна­чен для ве­де­ния раз­вед­ки, по­ис­ка оди­ноч­ных и груп­по­вых дви­жу­щих­ся и не­под­виж­ных объ­ек­тов днём и но­чью с оп­ре­де­ле­ни­ем их ко­ор­ди­нат) – в ОКБ им. А. С. Яков­ле­ва (1983).

Осн. дос­то­ин­ст­во ком­плек­сов ДПЛА: су­ще­ст­вен­но мень­шая стои­мость их со­зда­ния и экс­плуа­та­ции по срав­не­нию с ком­плек­са­ми, со­дер­жа­щи­ми обыч­ные пи­ло­ти­руе­мые ЛА (при ус­ло­вии оди­на­ко­вой эф­фек­тив­но­сти вы­пол­не­ния по­став­лен­ных за­дач); вы­со­кая мо­биль­ность и пол­ная ав­то­ном­ность; вер­ти­каль­ный старт и по­сад­ку ДПЛА мож­но осу­ще­ст­влять с мор­ских и реч­ных су­дов не­боль­шо­го тон­на­жа и с ма­лых пло­ща­док в труд­но­дос­туп­ных рай­онах. Осн. не­дос­та­ток ком­плек­сов с ДПЛА во­ен. на­зна­че­ния – уяз­ви­мость сис­те­мы дис­танц. управ­ле­ния, ра­бо­та ко­то­рой мо­жет быть на­ру­ше­на про­тив­ни­ком.

Лит.: Рос­топ­чин В. В. Бес­пи­лот­ные авиа­ци­он­ные сис­те­мы. http://www.avia.ru.

Вернуться к началу