Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕТА́НДЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 585

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Калинин

ДЕТА́НДЕР (от франц. détendre – ос­лаб­лять, сни­жать дав­ле­ние), ма­ши­на для ох­ла­ж­де­ния га­за пу­тём его рас­ши­ре­ния с со­вер­ше­ни­ем (от­да­чей) внеш­ней ра­бо­ты. Ис­поль­зу­ет­ся в ус­та­нов­ках для ох­ла­ж­де­ния и сжи­же­ния га­зов и раз­де­ле­ния га­зо­вых сме­сей, в крио­ген­ных реф­ри­же­ра­то­рах и ожи­жи­те­лях. В Д. энер­гия сжа­то­го га­за, пре­вра­ща­ясь в ме­ха­нич. ра­бо­ту, со­про­во­ж­да­ет­ся по­ни­же­ни­ем темп-ры это­го га­за; наи­боль­шее ох­ла­ж­де­ние мо­жет быть по­лу­че­но при ис­клю­че­нии по­терь в ок­ру­жаю­щую сре­ду (см. Адиа­ба­ти­че­ский про­цесс). По прин­ци­пу дей­ст­вия Д. раз­де­ля­ют на порш­не­вые и тур­бин­ные (тур­бо­де­тан­де­ры). Порш­не­вые Д. – ма­ши­ны объ­ём­но­го пе­рио­дич. дей­ст­вия, в ко­то­рых внутр. энер­гия га­за при его рас­ши­ре­нии пре­об­ра­зу­ет­ся во внеш­нюю ра­бо­ту, пе­ре­ме­щая пор­шень. При­ме­ня­ют­ся в ус­та­нов­ках с хо­ло­диль­ны­ми цик­ла­ми вы­со­ко­го (15–20 МПа) и сред­не­го (2–8 МПа) дав­ле­ния. Тур­бо­де­тан­де­ры – ма­ши­ны ки­не­тич. дей­ст­вия, в ко­то­рых по­ток га­за про­хо­дит че­рез не­под­виж­ные на­прав­ляю­щие ка­на­лы (со­пла), пре­вра­щая внутр. энер­гию га­за в ки­не­ти­че­скую, и сис­те­му вра­щаю­щих­ся меж­ло­па­точ­ных ка­на­лов ро­то­ра, где энер­гия по­то­ка пре­об­ра­зу­ет­ся в ме­ха­нич. ра­бо­ту, в ре­зуль­та­те че­го по­ни­жа­ет­ся темп-ра га­за. Тор­мо­же­ние тур­бо­де­тан­де­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся элек­тро­ге­не­ра­то­ром, гид­ро­тор­мо­зом или на­гне­та­те­лем. Тур­бо­де­тан­де­ры при­ме­ня­ют­ся для хо­ло­диль­ных цик­лов низ­ко­го (0,4–0,8 МПа), сред­не­го и вы­со­ко­го дав­ле­ния с объ­ём­ны­ми рас­хо­да­ми га­за 1,5–40 м3/ч. Эти ма­ши­ны ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ма­лы­ми раз­ме­ра­ми (диа­метр ра­бо­че­го ко­ле­са 10–40 мм) и вы­со­кой час­то­той вра­ще­ния ро­то­ра (100000–500000 об/мин).

Раз­ра­бо­тан­ный П. Л. Ка­пи­цей в кон. 1940-х гг. вы­со­ко­эф­фек­тив­ный (кпд до 85%) ра­ди­аль­ный тур­бо­де­тан­дер для сжи­же­ния воз­ду­ха пре­до­пре­де­лил раз­ви­тие круп­ных вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ных ус­та­но­вок низ­ко­го дав­ле­ния для по­лу­че­ния жид­ко­го ки­сло­ро­да.

Лит.: Крио­ген­ные сис­те­мы: В 2 т. 3-е изд. М., 1996–1999.

Вернуться к началу