ГУ́СЕНИЧНЫЙ ХОД
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ГУ́СЕНИЧНЫЙ ХОД, движитель самоходных машин, допускающий их повышенную проходимость в условиях бездорожья. Г. х. машин обеспечивается с помощью гусениц – шарнирно-соединённых звеньев (траков), замкнутых и составляющих сплошную ленту, огибающую при движении колёса. Г. х. основан на непрерывном подкладывании гусениц под колёса машины, т. о. создаётся бесконечный путь, на котором сопротивление движению колеса значительно меньше, чем на рыхлом или неоднородном грунте. Этому способствует конструкция трака, который на внутр. поверхности имеет впадины или выступы, взаимодействующие с ведущими колёсами машины. Внешняя поверхность траков часто снабжена выступами (шпорами), которые обеспечивают их сцепление с грунтом. Гусеницы изготовляются металлическими (реже резино-металлич. или резиновыми); для повышения износостойкости их звенья, а также соединит. элементы изготовляют из спец. высокомарганцовистой стали и подвергают термич. обработке.
Большая поверхность прилегания гусениц к почве позволяет снизить давление на грунт до 30–50 кН/м2 (меньше давления ноги человека), что предохраняет машину от глубокого погружения в грунт, обеспечивает скорость 50–80 км/ч.
Г. х. имеют большинство тракторов, горные комбайны, торфоуборочные и дорожные машины, экскаваторы и др., а также мн. военные машины (танки, тягачи, самоходные арт. установки), которым приходится передвигаться по мягким грунтам, глубокому снегу, болотам, пескам и др.