Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́СЕНИЧНЫЙ ХОД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 180

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГУ́СЕНИЧНЫЙ ХОД, дви­жи­тель са­мо­ход­ных ма­шин, до­пус­каю­щий их по­вы­шен­ную про­хо­ди­мость в ус­ло­ви­ях без­до­ро­жья. Г. х. ма­шин обес­пе­чи­ва­ет­ся с по­мо­щью гу­се­ниц – шар­нир­но-со­еди­нён­ных звень­ев (тра­ков), замк­ну­тых и со­став­ляю­щих сплош­ную лен­ту, оги­баю­щую при дви­же­нии ко­лё­са. Г. х. ос­но­ван на не­пре­рыв­ном под­кла­ды­ва­нии гу­се­ниц под ко­лё­са ма­ши­ны, т. о. соз­да­ёт­ся бес­ко­неч­ный путь, на ко­то­ром со­про­тив­ле­ние дви­же­нию ко­ле­са зна­чи­тель­но мень­ше, чем на рых­лом или не­од­но­род­ном грун­те. Это­му спо­соб­ст­ву­ет кон­ст­рук­ция тра­ка, ко­то­рый на внутр. по­верх­но­сти име­ет впа­ди­ны или вы­сту­пы, взаи­мо­дей­ст­вую­щие с ве­ду­щи­ми ко­лё­са­ми ма­ши­ны. Внеш­няя по­верх­ность тра­ков час­то снаб­же­на вы­сту­па­ми (шпо­ра­ми), ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют их сце­п­ле­ние с грун­том. Гу­се­ни­цы из­го­тов­ля­ют­ся ме­тал­ли­че­ски­ми (ре­же ре­зи­но-ме­тал­лич. или ре­зи­но­вы­ми); для по­вы­ше­ния из­но­со­стой­ко­сти их зве­нья, а так­же со­еди­нит. эле­мен­ты из­го­тов­ля­ют из спец. вы­со­ко­мар­ган­цо­ви­стой ста­ли и под­вер­га­ют тер­мич. об­ра­бот­ке.

Боль­шая по­верх­ность при­ле­га­ния гу­се­ниц к поч­ве по­зво­ля­ет сни­зить дав­ле­ние на грунт до 30–50 кН/м2 (мень­ше дав­ле­ния но­ги че­ло­ве­ка), что пре­до­хра­ня­ет ма­ши­ну от глу­бо­ко­го по­гру­же­ния в грунт, обес­пе­чи­ва­ет ско­рость 50–80 км/ч.

Г. х. име­ют боль­шин­ст­во трак­то­ров, гор­ные ком­бай­ны, тор­фо­убо­роч­ные и до­рож­ные ма­ши­ны, экс­ка­ва­то­ры и др., а так­же мн. во­ен­ные ма­ши­ны (тан­ки, тя­га­чи, са­мо­ход­ные арт. ус­та­нов­ки), ко­то­рым при­хо­дит­ся пе­ре­дви­гать­ся по мяг­ким грун­там, глу­бо­ко­му сне­гу, бо­ло­там, пес­кам и др.

Вернуться к началу