ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ КРАН
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ КРАН, машина циклического действия, предназначенная для подъёма и горизонтального перемещения груза, удерживаемого грузозахватным устройством до момента разгрузки. Г. к. работает внутри ограниченной рабочей зоны (строит. площадка, цех, терминал, склад и др.). Осн. характеристика Г. к. – грузоподъёмность, под которой понимают наибольшую массу поднимаемого груза.
Историческая справка
Простейшие подъёмные машины, применявшиеся на земляных работах в строительстве, на шахтах и рудниках, до кон. 18 в. изготовлялись из дерев. частей и имели ручной привод. К нач. 19 в. быстроизнашивающиеся детали стали заменять металлическими. В 1820-х гг. появились первые подъёмные машины, целиком изготовленные из металла, сначала с ручным, а в 1830-е гг. – с механич. приводом. Первый паровой кран создан в Великобритании в 1830, кран с гидравлич. приводом – там же в 1847. Электрич. двигатель применён на Г. к. в 1880–85 почти одновременно в США и Германии; в 1895 был использован двигатель внутр. сгорания. Г. к. имели мостовую ферму, одномоторный привод. Г. к. совр. типа начали выпускать в России в кон. 19 в. на ряде заводов (Путиловском, Брянском, Краматорском, Николаевском и др.). В 1920-х гг. создаётся новая отрасль транспортного машиностроения со специализир. заводами, производящими Г. к. разл. назначения. Осн. направление развития произ-ва – внедрение автоматизир. управления, повышение грузоподъёмности, специализация и обеспечение надёжности и безопасности работы кранового оборудования.
Классификация
Г. к. различаются по конструктивному исполнению, типу грузозахватного устройства, соответствующего характеру выполняемых работ, заданной траектории перемещения груза; углу поворота рабочих органов, ходовому устройству, по роду привода механизмов. Разнообразие конструкций Г. к. обеспечивает их широкое применение. По характерным признакам конструкции Г. к. разделяют на мостовые, стреловые и создаваемые часто на их базе специальные.
Мостовые краны имеют ферменную конструкцию, по которой перемещается грузовая тележка с подвешенным на ней посредством канатов грузозахватным устройством (крюковая подвеска, подъёмный электромагнит, грейфер и др.). Тележка совершает движение поперёк ферменной конструкции, опирающейся на мостовые балки, которые могут передвигаться по спец. крановому пути, уложенному на эстакаде или несущих балках цеха, склада и др. (рис. 1). К Г. к. этого типа относится козловой кран, грузовая тележка которого смонтирована на жёстких стойках (рис. 2). Вся конструкция передвигается по рельсовому пути или бетонному основанию. Грузоподъёмным механизмом крана служит таль или лебёдка, установленные на грузовой тележке. Механизмы передвижения тележки могут иметь тяговый гибкий привод (цепь или канат) либо приводные колёса, смонтированные на раме тележки или на ходовых балках, имеющих спец. балансирные тележки и приводы с колодочными или дисковыми тормозами. Грузоподъёмность типовых мостовых Г. к. 500–600 т; козловых – до 1600 т.
Стреловые краны имеют наиболее разнообразное конструктивное исполнение: оборудованы сменными стрелами разл. длины, телескопич. или ферменными (прямыми либо изогнутыми), обеспечивающими необходимый фронт работ; снабжены специализир. грузоподъёмным оборудованием (грузовой тележкой или тельфером); в зависимости от места производства работ имеют соответствующие опорные и ходовые устройства. По конструктивным особенностям и расположению стрелы выделяют Г. к., предназначенные для выполнения определённых работ. Различают портальные краны (рис. 3) с установкой стрелы на опорно-поворотном портале или самоходные краны, имеющие ходовое устройство с автомобильным или гусеничным ходом; башенные – с расположением стрелы в верхней части конструкции (иногда на портале) башни; вантовые – со стрелой на фундаментной опоре с креплением её верхнего конца канатными оттяжками, мачтовые – при жёстком креплении стрелы; консольные – при постоянном закреплении стрелы на стене, колонне (рис. 4) или на подвижной тележке; велосипедные – с тележкой, перемещающейся по напольному однорельсовому пути и удерживаемой её верхней направляющей. Для изменения длины (вылета) стрелы при её шарнирном закреплении на опоре Г. к. снабжают лебёдкой. Конструкции башен выполняются в виде решётчатых или трубчатых секций, соединённых фланцами, с возможностью их наращивания снизу или сверху для изменения высоты подъёма груза. Устойчивость Г. к. обычно обеспечивается применением противовесов. Вращение (поворот) осуществляется на роликовых или шариковых опорно-поворотных устройствах приводом с зубчатым венцом или с канатной передачей. При строительстве высотных зданий (100–300 м) используют приставные краны с креплением к стене здания башни и наращиванием её сверху, а при высоте более 300 м – передвижные башенные краны, опирающиеся на конструкцию здания сверху и самоподнимающиеся с помощью лебёдки, имеющей полиспастный механизм большой кратности. Грузоподъёмность передвижных Г. к. от 40–300 т, спец. монтажных – до 1600 т.
Специальные краны предназначены для выполнения подъёмно-транспортных или технологич. операций, часто осуществляемых в особых условиях. Такие Г. к. имеют необходимые механизмы, выполняющие заданные технологич. операции, совершающие специфич. движения и оснащённые спец. грузозахватными устройствами. Для большинства из них базой служит конструкция мостового типа, которая дополняется спец. оборудованием – грейферным, магнитогрейферным, спец. грузозахватным, напр. ковшами для расплавленного металла, штабелёрами. Для работы на больших территориях (терминалах, контейнерных площадках) используют мостовые перегружатели, снабжённые спредерами (рис. 5) для захвата и надёжного удержания груза; мостокабельные краны, которые по конструкции аналогичны козловым кранам, но имеют больший пролёт моста, одну из опор часто соединяют с мостом шарниром, что увеличивает зону обслуживания. В портах, на складах сыпучих материалов и лесных грузов применяют портальные краны, которые имеют стрелу, установленную на полноповоротной платформе, смонтированной на портале, передвигающемся по подкрановым рельсам. Работы по очистке дна водоёмов ведутся с плавучих кранов стрелового типа, которые также чаще всего оборудуются поворотными платформами, образуют единую конструкцию с корпусом судна (понтона). Используются в портах, доках и при строительстве гидротехнич. сооружений, для подъёма тяжёлых грузов (до 2500 т). Самоходные краны имеют конструкции башен и стрел, аналогичные башенным кранам, для устойчивости снабжаются выносными опорами (аутригерами). Такие Г. к. служат для перегрузки тяжёлых штучных и сыпучих грузов, используются при монтаже высотных конструкций, строительстве мостов, разборе завалов, ликвидации аварий и т. п.
Конструктивные особенности. Г. к. подразделяют: на стационарные; приставные, прикреплённые к строящемуся сооружению; переставные (с перемещением их с одного места на другое вручную или с помощью др. машин); передвижные, перемещаемые с одной рабочей позиции на другую собств. ходом (на автомобильном, пневмоколёсном, гусеничном ходу и ж.-д. платформах) или с помощью тягача (прицепные). Ходовое устройство может опираться сверху на подкрановые рельсы (опорное) или подвешиваться на нижних двутавровых полках спец. кранового пути (подвесное). Привод всех механизмов, как правило, индивидуальный от электродвигателей переменного трёхфазного тока 380 В или (при необходимости плавного регулирования скоростей) постоянного тока, получаемого от генераторной установки либо от дизельного двигателя. Для обеспечения безопасной работы все Г. к. оборудованы действующими автоматически ограничителями грузоподъёмности, высоты подъёма груза, грузового момента на стреле, концевыми выключателями крайних положений рабочих органов. Для остановки работы крана при сильном ветре применяются указатели ветрового давления с сигнализацией, отключающие приводы, и противоугонные захваты – рельсозажимные клещи. В конце рельсовых путей устанавливают упоры для буферных устройств (амортизаторы, гидравлич. ограничители). Для работы на пересечённой местности Г. к. оборудованы указателями крена, а вблизи ЛЭП – приборами световой и звуковой сигнализации об опасном приближении крана к линиям.
Управление работой Г. к. осуществляется кнопочным пультом «с пола» либо силовыми контроллерами или командоконтроллерами, размещёнными в кабине. В большинстве Г. к. управление обеспечивается крановщиком, а в автоматизир. режиме – с помощью ЭВМ. При работе во вредных условиях или при недостаточном обзоре из кабины осуществляется дистанционное управление.
В зависимости от назначения и конструкции Г. к. могут иметь разл. высоту подъёма груза, напр. у мостовых 50–60 м; рабочая скорость передвижения моста 30–160 м/мин; грузовой тележки до 60 м/мин; у стреловых Г. к. скорость подъёма стрелы 1–3 мин; вылет стрелы 60–100 м.