Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИДЕОКА́МЕРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 263

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Апарин
Цифровая видеокамера.

ВИДЕОКА́МЕРА, уст­рой­ст­во, со­дер­жа­щее те­ле­ви­зи­он­ную пе­ре­даю­щую ка­ме­ру и ви­део­маг­ни­то­фон (или его ана­лог с за­пи­сью на оп­тич. дис­ке), смон­ти­ро­ван­ные в од­ном кор­пу­се. В. пред­на­зна­че­на для ре­пор­таж­ной, на­тур­ной и др. ви­дов съём­ки, соз­да­ния те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм (см. Ви­део­за­пись). Встро­ен­ный мик­ро­фон обес­пе­чи­ва­ет зву­ко­вое со­про­во­ж­де­ние. В от­ли­чие от ки­но­съё­моч­но­го ап­па­ра­та, В. по­зво­ля­ет про­смат­ри­вать от­сня­тый ма­те­ри­ал не­по­сред­ст­вен­но по­сле съём­ки. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния В. ус­лов­но раз­де­ля­ют на про­фес­сио­наль­ные и бы­то­вые, раз­ли­чаю­щие­ся по тех­нич. воз­мож­но­стям и раз­ме­рам. Пер­вые проф. В. для те­ле­ви­зи­он­ных ре­пор­та­жей по­яви­лись в кон. 1970-х гг. в CША и Япо­нии, в 1980-х гг. бы­ли соз­да­ны бы­то­вые В. В ка­че­ст­ве пре­об­ра­зо­ва­те­лей оп­тич. изо­бра­же­ния в элек­трич. сиг­нал (ви­део­сиг­нал) в В. пер­во­на­чаль­но при­ме­ня­лись пе­ре­даю­щие те­ле­ви­зи­он­ные труб­ки (плюм­би­ко­ны, са­ти­ко­ны, су­пер­ор­ти­ко­ны и др.). В совр. В. для этих це­лей ис­поль­зу­ют их твер­до­тель­ные ана­ло­ги – мат­рич­ные фо­то­при­ём­ни­ки на при­бо­рах с за­ря­до­вой свя­зью (т. н. мат­ри­цы на ПЗС). При за­пи­си на маг­нит­ную лен­ту и ис­поль­зо­ва­нии стан­дарт­ных кас­сет дли­тель­ность ви­део­за­пи­си дос­ти­га­ет 240 мин. В. снаб­же­ны, как пра­ви­ло, объ­ек­ти­ва­ми пе­ре­мен­но­го уве­ли­че­ния с боль­шим диа­па­зо­ном из­ме­не­ния фо­кус­но­го рас­стоя­ния (до 10 крат и бо­лее). Элек­трон­ный ви­до­ис­ка­тель обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность опе­ра­тив­но­го про­смот­ра за­пи­сан­ных сю­же­тов (про­грамм), т. е. мо­жет быть ис­поль­зо­ван как ви­део­кон­троль­ное уст­рой­ст­во. В не­ко­то­рых мо­де­лях В. для удоб­ст­ва на­блю­де­ния пре­ду­смот­рен до­пол­нит. жид­кок­ри­стал­лич. эк­ран с ре­гу­ли­руе­мы­ми уг­лом по­во­ро­та (в двух плос­ко­стях) и яр­ко­стью, рас­по­ло­жен­ный обыч­но на бо­ко­вой сто­ро­не кор­пу­са. С 1990-х гг. вы­пус­ка­ют­ся В. с циф­ро­вой об­ра­бот­кой ви­део­сиг­на­ла, ко­то­рые об­ла­да­ют бо­лее вы­со­ки­ми экс­плуа­тац. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и обес­пе­чи­ва­ют воз­мож­ность кор­рек­ции ви­део­изоб­ра­же­ния в ши­ро­ких пре­де­лах. За­пись в циф­ро­вых В. про­из­во­дит­ся как на маг­нит­ную лен­ту, так и на од­но­сто­рон­ний или дву­сто­рон­ний оп­тич. диск диа­мет­ром 80 или 120 мм в ре­жи­ме ки­но­съём­ки (фор­мат DVD – Video) и в ре­жи­ме по­лу­че­ния оди­ноч­ных не­под­виж­ных изо­бра­же­ний (фор­мат DVD – VR). Циф­ро­вая об­ра­бот­ка ви­део­сиг­на­ла по­зво­ля­ет во мно­го раз из­ме­нять мас­штаб изо­бра­же­ния. Совр. В. до­пус­ка­ют съём­ку при ми­ним. ос­ве­щён­но­стях в 3–5 лк, а при на­ли­чии ин­фра­крас­ной под­свет­ки – прак­ти­че­ски в пол­ной тем­но­те. Вы­со­кое ка­че­ст­во изо­бра­же­ния в В. обес­пе­чи­ва­ет­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем мат­риц на ПЗС, со­дер­жа­щих до 107 пик­се­лов и бо­лее. В В. ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны осн. ус­та­но­воч­ные опе­ра­ции (фо­ку­си­ров­ка объ­ек­ти­ва, ре­гу­ли­ро­ва­ние экс­по­зи­ции, ба­ланс бе­ло­го цве­та и др.), воз­мо­жен и ре­жим руч­но­го управ­ле­ния. В ря­де мо­де­лей В. пре­ду­смот­ре­ны спец. ре­жи­мы съём­ки (напр., «спор­тив­ный» ре­жим по­зво­ля­ет све­сти к ми­ни­му­му влия­ние дро­жа­ния ка­ме­ры при съём­ке ди­на­мич­ных сю­же­тов; «раз­мы­тый порт­рет­ный» – соз­да­ёт мяг­кий фон при съём­ке лю­дей, жи­вот­ных, цве­тов). Воз­мож­ность из­ме­не­ния их по­сле­до­ва­тель­но­сти, на­ча­ло вос­про­из­ве­де­ния с оп­ре­де­лён­но­го сю­же­та и т. п. обес­пе­чи­ва­ют удоб­ст­во мон­та­жа филь­ма или про­грам­мы.

Вернуться к началу