ВИБРА́ЦИЯ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИБРА́ЦИЯ (от лат. vibratio – кoлебание, дрожание), колебательный процесс, возникающий при периодич. смещении центра тяжести тела от положения равновесия, а также при изменении формы тела, которую оно имело в статич. состоянии. В. вызывается силами возбуждения, которые могут быть приложены к объекту извне или возникнуть внутри него самого. Возникновение В. может быть обусловлено зазорами и шероховатостью поверхностей деталей машин и механизмов, наличием неуравновешенных элементов и деталей. В технике (машинах, механизмах, сооружениях, конструкциях и др.) В. может быть полезной и вредной. Полезная В., как источник механич. колебаний, возбуждается преднамеренно вибраторами, используемыми в строит., дорожных и др. машинах, для выполнения разл. технологич. операций, при транспортировке материалов (вибрационный конвейер и др.), в приводах ручных машин и др. Вредная В., возникающая при движении транспортных средств, работе двигателей, турбин и др. машин, иногда приводит к нарушению режима работы и даже разрушению устройств. В. конкретного объекта определяется силой возбуждения, её направлением и частотой колебаний. При В. различают: возбуждение силовое (динамическое) под действием вынуждающих сил и/или моментов; кинематическое, возникающее при сообщении к.-л. точкам системы заданных движений; параметрическое, наступающее в результате изменения во времени одного или нескольких её параметров (массы, момента инерции, коэф. жёсткости, коэф. сопротивления); самовозбуждение колебаний, вызываемое поступлением энергии от неколебательного источника. Смешанное возбуждение В. возможно, напр., при совмещении кинематич. вынужденных колебаний с самовозбуждением. В большинстве вибрац. устройств используются принципы динамич. и кинематич. возбуждений. Вредную В. может вызывать каждое из перечисл. возбуждений.
При анализе В. объекта определяют источники вибрац. энергии и пути, по которым эта энергия распространяется. Источником энергии В. может быть двигатель самой машины, сеть переменного тока, паровая турбина и др. На практике полностью избежать В. никогда не удаётся. Для предупреждения вредной В. и снижения её действия применяются разл. меры защиты (напр., виброизоляция конструкций, замена заклёпочных соединений сварными в самолётах, мостовых фермах и др.).
Осн. параметры, характеризующие В., – частота колебаний (Гц) и амплитуда вибросмещения (виброперемещение; м) или их производные – виброскорость (м/с) и виброускорение (м/с2).
Вибросмещение измеряется при низкочастотной В. (с верхней границей частот 100–200 Гц) в строит. виброакустике, при балансировке роторов, исследовании упругих деформаций, прогнозе усталостных разрушений и др. Виброускорение определяется при наличии широкополосной В. (в диапазоне 100–10000 Гц) при виброакустич. диагностике. Самый «измеряемый» параметр – виброскорость – характеризует колебательную энергию, т. к. по ней судят о технич. состоянии машин – их узлов и деталей. См. также Вибродиагностика.
Важная характеристика В. – уровень (отношение амплитуды к некоторому опорному уровню), измеряемый (по аналогии с шумом) в децибелах (дБ): $L=20lg(U/U_o)$, где $L$ – уровень сигнала (дБ), $U$ – уровень В. в обычных единицах ускорения, скорости или смещения, $U_o$ – опорный уровень, соответствующий 0 дБ.
Уровень виброскорости $V$ (дБ) определяется: $L_v=20lg(U/U_o)$, или $L_v=20lg[V /(5·10^{–8} м/с)]$. Опорный уровень, равный $10^{–9} м/с$, соответствует стандарту системы СИ (в рос. стандарте $V_o$ принят $5·10^{–8} м/с$).
В. относится к факторам, обладающим большой биологич. активностью. Действие В. на организм возникает при передвижении человека на поезде, самолёте и т. п., в процессе работы на вибрац. машинах и оборудовании, а также во время старта и приземления космич. ЛА. Воздействие В. может снижать работоспособность, вызывать нарушение восприятия и др. См. также Вибрационная болезнь.