
ВИАДУ́К
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИАДУ́К (лат. via – дорога, путь и duco – вести), мостовое сооружение на пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек и т. п. Как правило, представляет собой сооружение большой протяжённости и на высоких опорах. В. бывают каменными, бетонными, жел.-бетон. или металлическими, гл. обр. многопролётной арочной, рамной или балочной конструкции. Арочные каменные В. возводились ещё в Древнем Риме. С кон. 19 в. строят в осн. металлич. или жел.-бетон. В., что позволяет создавать высокие многопролётные конструкции. Один из крупнейших – металлич. В. «Европа», возведённый через долину Зилль в Инсбруке (Австрия, 1963). Длина пролётов и высота опор достигают в нём почти 200 м. В России, на побережье Чёрного м., построен В. через ущелье р. Чемитоквадже длиной 577 м с опорами выс. до 77 м (1999). Его высотная часть перекрыта сталежелезобетонными пролётными строениями со сборной ребристой жел.-бетон. плитой проезда, объединённой со стальными балками высокопрочными болтами.
Самый высокий в мире (2005) – В. в районе г. Мийо на р. Тарн (арх. Н. Фостер, Франция, 2004). Его общая протяжённость 2,46 км; пролётные строения – вантовой системы. В. имеет семь промежуточных опор, две из которых – рекордной высоты (245 и 220 м), а верх одного из пилонов возвышается над нижней точкой ущелья на 343 м.