Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́СТЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БУ́СТЕР (англ. booster – уси­ли­тель), гид­рав­лич., элек­трич. или пнев­ма­тич. вспо­мо­га­тель­ное уст­рой­ст­во для уве­ли­че­ния ра­бо­че­го уси­лия или мощ­но­сти ма­ши­ны, ме­ха­низ­ма в мо­мент осо­бо вы­со­ких на­гру­зок. Ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в разл. об­лас­тях тех­ни­ки. Б. ис­поль­зу­ет­ся в до­жимны́х порш­не­вых ком­прес­со­рах для уве­ли­че­ния дав­ле­ния до тре­буе­мо­го пре­де­ла (напр., тес­ти­ро­ва­ние уп­лот­не­ний пнев­ма­тич. и гид­рав­лич. уст­ройств), в гид­рав­лич. обод­ных тор­мо­зах ве­ло­си­пе­дов. В авиа­ции Б. при­ме­ня­ют в сис­те­ме уп­рав­ле­ния ру­ля­ми са­мо­лё­та (умень­ша­ет уси­лия лёт­чи­ка по пе­ре­ме­ще­нию штур­ва­ла управ­ле­ния). В элек­тро­тех­ни­ке – до­пол­нит. ис­точ­ник элек­трич. то­ка или транс­фор­ма­тор, вклю­чае­мый в сеть для ста­би­ли­за­ции на­пря­же­ния, а так­же ис­точ­ник бес­пе­ре­бой­но­го пи­та­ния, при­ме­няе­мый в ин­фор­мо­ком­му­ни­ка­ци­он­ной ап­па­ра­ту­ре, мед. обо­ру­до­ва­нии, ох­ран­ных сис­те­мах и др., спо­со­бен обес­пе­чить нор­маль­ное пи­та­ние на­груз­ки при по­вы­шен­ном (по­ни­жен­ном) на­пря­же­нии элек­тро­се­ти без пе­ре­хо­да в ава­рий­ный ре­жим, а в ава­рий­ном – пе­ре­вод её на пи­та­ние от ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей. В ра­кет­ной тех­ни­ке под тер­ми­ном «Б.» по­ни­ма­ют ра­ке­то­но­си­тель, пер­вую сту­пень мно­го­сту­пен­ча­той ра­ке­ты, стар­то­вый ус­ко­ри­тель.

В ус­ко­ри­тель­ной тех­ни­ке – про­ме­жу­точ­ный цик­ли­че­ский или ли­ней­ный ус­ко­ри­тель, слу­жа­щий ин­жек­то­ром для ус­ко­ри­те­ля на бо­лее вы­со­кую энер­гию. В цик­лич. ус­ко­ри­те­лях час­ти­цы ин­жек­ти­ру­ют­ся в Б. из ли­ней­но­го ус­ко­ри­те­ля (при мно­го­кас­кад­ной схе­ме воз­мож­на ин­жек­ция в Б. из мень­ше­го бус­те­ра). При­ме­не­ние Б. по­зво­ля­ет по­вы­сить на­чаль­ную энер­гию (энер­гию ин­жек­ции) боль­шо­го цик­лич. ус­ко­ри­те­ля, что при­во­дит к су­ще­ст­вен­но­му по­вы­ше­нию пре­дель­ной ин­тен­сив­но­сти пуч­ка час­тиц и к сни­же­нию по­пе­реч­ных раз­ме­ров ка­ме­ры ус­ко­ри­те­ля. Для по­вы­ше­ния ин­тен­сив­но­сти пуч­ка в боль­шом ус­ко­ри­те­ле про­из­во­дит­ся мно­го­крат­ная ин­жек­ция час­тиц из Б. в боль­шое коль­цо, в свя­зи с чем ра­бо­чий цикл Б. де­ла­ют воз­мож­но бо­лее ко­рот­ким. Напр., для тэ­ва­тро­на Фер­ми­ев­ской нац. ла­бо­ра­то­рии (США) в ка­че­ст­ве Б. ис­поль­зу­ет­ся син­хро­трон на энер­гию 8 ГэВ. В совр. боль­ших ли­ней­ных ус­ко­ри­те­лях бус­те­ром мо­жет слу­жить ли­ней­ный ус­ко­ри­тель на мень­шую энер­гию.

Вернуться к началу