Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 85-86

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БОТ (от голл. boot – шлюп­ка, суд­но), об­щее на­зва­ние не­боль­ших (во­до­из­ме­ще­ни­ем до 150 т) греб­ных, парус­ных или мо­тор­ных су­дов различного назна­че­ния (про­мы­сло­вые, во­до­лаз­ные, спа­са­тель­ные, по­жар­ные, лоц­ман­ские, де­сант­ные, транс­порт­ные и др.). Из-за ог­ра­нич. мо­ре­ход­но­сти ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в при­бреж­ных рай­онах мо­ря. Тер­мин «Б.» по­я­вил­ся в Ев­ро­пе в сред­ние ве­ка и пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал лю­бую реч­ную лод­ку. В 17–19 вв. Б. ста­ли на­зы­вать не­боль­шие греб­ные или па­рус­ные од­но­мач­то­вые су­да дли­ной 11–18 м и ши­ри­ной 3–4,5 м с ко­сым па­ру­сом, пред­на­зна­чен­ные для снаб­же­ния сто­ящих на рей­де су­дов, для раз­вед­ки, де­сант­ных опе­ра­ций и т. п. Боль­шие Б. строи­лись па­луб­ны­ми во­до­из­ме­ще­ни­ем до 60–80 т, с эки­па­жем до 36–40 чел. Во­ен­ные Б. име­ли от 2 до 20 пу­шек, в осн. фаль­ко­не­ты. В Рос­сии Б. из­ве­ст­ны с 15–16 вв. Нац. мор­ской ре­лик­ви­ей яв­ля­ет­ся «Бо­тик Пет­ра I» – неболь­шой Б., на ко­то­ром юный царь в 1688 учил­ся хо­дить под па­ру­са­ми. Это бы­ло ду­бо­вое па­рус­но-греб­ное суд­но, ук­ра­шен­ное де­ко­ра­тив­ной резь­бой, дни­ще оби­то мед­ны­ми ли­ста­ми. Б. во­шёл в ис­то­рию как «де­душ­ка рус­ско­го фло­та». Хра­нит­ся в С.-Пе­тер­бур­ге в Центр. во­ен­но-мор­ском му­зее.

Вернуться к началу