БЕССТЫКОВО́Й ПУТЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕССТЫКОВО́Й ПУТЬ, участок ж.-д. пути, на котором длинные сварные рельсовые плети чередуются с короткими стандартными рельсами. Б. п. – температурно-напряжённая конструкция, рассчитанная на воздействие значительных, по сравнению с обычным ж.-д. путём, напряжений (до 125–150 МН/м2), которые возникают в рельсах при колебаниях темп-ры воздуха. При движении подвижного состава по Б. п. сопротивление сдвигу (угон пути) преодолевается в сварных стыках и компенсируется на концевых уравнит. участках. На рос. железных дорогах обычно укладывают плети длиной 550–800 м, между которыми размещают 2–4 пары уравнит. рельсов по 12,5 м. Новый Б. п., укладываемый при реконструкции или капитальном ремонте, в зависимости от местных условий может достигать 2–4 км. По сравнению с обычным ж.-д. путём на Б. п. уменьшаются объёмы путевых работ. Для его прокладки требуется меньше металлоёмких рельсовых скреплений. Б. п. имеет миним. число стыков, являющихся наиболее слабыми и напряжёнными местами пути, что снижает удельное сопротивление движению, ведёт к уменьшению износа колёс, сокращает расходы на топливо и электроэнергию, увеличивает срок его эксплуатации. На Б. п. снижается уровень шума (до 15 дБ), повышается комфортабельность езды пассажиров. В России первый Б. п., разработанный инж. М. С. Бочёнковым (1930), был уложен в 1949. К нач. 2003 длина Б. п. превысила 50 тыс. км (ок. 40% главных ж.-д. путей). Б. п. применяется на железных дорогах большинства развитых стран; особенно эффективна укладка Б. п. с жел.-бетон. шпалами на высокоскоростных линиях.