Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕССТЫКОВО́Й ПУТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. В. Воробьёв

БЕССТЫКОВО́Й ПУТЬ, уча­сток ж.-д. пу­ти, на ко­то­ром длин­ные свар­ные рель­со­вые пле­ти че­ре­ду­ют­ся с ко­рот­ки­ми стан­дарт­ны­ми рель­са­ми. Б. п. – тем­пе­ра­тур­но-на­пря­жён­ная кон­ст­рук­ция, рас­счи­тан­ная на воз­дей­ст­вие зна­чи­тель­ных, по срав­не­нию с обыч­ным ж.-д. пу­тём, на­пря­же­ний (до 125–150 МН/м2), ко­то­рые воз­ни­ка­ют в рель­сах при ко­ле­ба­ни­ях темп-ры воз­ду­ха. При дви­же­нии по­движ­но­го со­ста­ва по Б. п. со­про­тив­ле­ние сдви­гу (угон пу­ти) пре­одо­ле­ва­ет­ся в свар­ных сты­ках и ком­пен­си­ру­ет­ся на кон­це­вых урав­нит. уча­ст­ках. На рос. же­лез­ных до­ро­гах обыч­но ук­ла­ды­ва­ют пле­ти дли­ной 550–800 м, ме­ж­ду ко­то­ры­ми раз­ме­ща­ют 2–4 па­ры урав­нит. рель­сов по 12,5 м. Но­вый Б. п., ук­ла­ды­вае­мый при ре­кон­ст­рук­ции или ка­пи­таль­ном ре­мон­те, в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­ных ус­ло­вий мо­жет дос­ти­гать 2–4 км. По срав­не­нию с обыч­ным ж.-д. пу­тём на Б. п. умень­ша­ют­ся объ­ё­мы пу­те­вых ра­бот. Для его про­клад­ки тре­бу­ет­ся мень­ше ме­тал­ло­ём­ких рель­со­вых скре­п­ле­ний. Б. п. име­ет ми­ним. чис­ло сты­ков, яв­ляю­щих­ся наи­бо­лее сла­бы­ми и на­пря­жён­ны­ми мес­та­ми пу­ти, что сни­жа­ет удель­ное со­про­тив­ле­ние дви­же­нию, ве­дёт к умень­ше­нию из­но­са ко­лёс, со­кра­ща­ет рас­хо­ды на то­п­ли­во и элек­тро­энер­гию, уве­ли­чи­ва­ет срок его экс­плуа­та­ции. На Б. п. сни­жа­ет­ся уро­вень шу­ма (до 15 дБ), по­вы­ша­ет­ся ком­фор­та­бель­ность ез­ды пас­са­жи­ров. В Рос­сии пер­вый Б. п., раз­ра­бо­тан­ный инж. М. С. Бо­чён­ко­вым (1930), был уло­жен в 1949. К нач. 2003 дли­на Б. п. пре­вы­си­ла 50 тыс. км (ок. 40% глав­ных ж.-д. пу­тей). Б. п. при­ме­ня­ет­ся на же­лез­ных до­ро­гах боль­шин­ст­ва раз­ви­тых стран; осо­бен­но эф­фек­тив­на ук­лад­ка Б. п. с жел.-бе­тон. шпа­ла­ми на вы­со­ко­ско­ро­ст­ных ли­ни­ях.

Лит.: Бес­сты­ко­вой путь / Под ред. В. Г. Аль­брех­та, А. Я. Ко­га­на. М., 2000.

Вернуться к началу