БЕГУ́ЩЕЙ ВОЛНЫ́ АНТЕ́ННА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕГУ́ЩЕЙ ВОЛНЫ́ АНТЕ́ННА, направленная антенна, вдоль геометрич. оси которой распространяется бегущая волна. Применяется в приёмных и/или передающих устройствах радиосвязи, радиолокации, телевещания преим. в диапазоне метровых, дециметровых и сантиметровых волн. В Б. в. а. используют экранированные или открытые линии передачи, выполненные либо на основе дискретных излучателей (штыри, щели и др.), определённым образом расположенных друг относительно друга, либо в виде сплошного излучателя, вытянутого вдоль оси (последний может рассматриваться как совокупность дискретных излучателей, примыкающих один к другому). Конструкции Б. в. а. разнообразны. Наибольшее распространение получили вибраторные Б. в. а. (типа «волновой канал»), спиральная, ромбическая и др., а также антенны, в которых используются открытые замедляющие структуры [в виде отрезка диэлектрич. стержня (см. Диэлектрическая антенна), ребристой металлич. поверхности, плоской металлич. поверхности, покрытой слоем диэлектрика]. Бегущие замедленные волны в таких структурах оказываются «прижатыми» к направляющей поверхности, поэтому их называют поверхностными (амплитуда поля в направлении нормали к поверхности убывает по экспоненциальному закону). Поверхностная волна обычно возбуждается электрич. вибратором, открытым концом волновода или рупорной антенной (рис.).
Б. в. а. относят к антеннам продольного (осевого) излучения. Гл. максимум их диаграммы направленности ориентирован либо точно вдоль оси, либо под некоторым углом к ней. Характерные особенности Б. в. а. – осесимметричная форма пространственной диаграммы направленности и широкополосность, т. е. сохранение удовлетворит. направленности действия антенны в широком диапазоне волн (у большинства антенн). Коэф. направленного действия Б. в. а. в зависимости от конструкции и длины волны обычно составляет от 30 до 100 и более. Осн. достоинство Б. в. а. (гл. обр. антенн поверхностных волн) – возможность конструктивного исполнения в виде вставки, практически не выступающей относительно несущей поверхности, что обусловило их широкое применение на летат. аппаратах и др. подвижных объектах.